Теракты 13 ноября в Париже не зря сравнивают с событиями 11 сентября в Нью-Йорке. Несмотря на разницу в масштабах жертв и вреда, важнейшая общая сторона этих событий — похожие социально-политические последствия и большая травма, нанесенная обществу.
После терактов 11 сентября в США президент Джордж Буш (George Bush) провозгласил доктрину «войны с терроризмом» и, чтобы искоренить «Аль-Каиду», ввел войска на Ближний Восток. После терактов 13 ноября в Париже президент Франции Франсуа Олланд заявил, что теперь его страна находится в состоянии «войны» с ИГИЛ, и Франция «не пощадит» этого врага.
Сегодня пока не ясно, какие именно «беспощадные» шаги в отношении ИГИЛ планирует Франция, объявившая исламистам войну. Бомбардировка города Ракка в Сирии (где находится штаб ИГИЛ) военно-воздушными силами Франции — должно быть, только начало этой первой реакции.
Дальнейшее развитие событий на поле боя — в данный момент лишь предмет спекуляций. Например, будет ли идти речь о наземной операции? Поживем — увидим.
Новые ограничения
Тем не менее Франция намерена предпринять защитные и превентивные меры в борьбе с терроризмом. И в этом направлении она уже сделала некоторые шаги. Например, ввела чрезвычайное положение (которое решили продлить его на три месяца)… Уже сейчас главные улицы Парижа патрулируют солдаты с оружием.
Народ испытывает ранее не виданный страх и беспокойство. Для французов, привыкших к хорошей жизни и приятному времяпрепровождению, такое положение ярко контрастирует с их образом жизни.
Французское правительство также намерено взять под строгий контроль границы. А это означает отказ от Шенгена и свободного перемещения.
Основные ценности
Страна, которой угрожает терроризм, вынуждена идти на определенные, не очень приятные ограничения. В этих условиях приоритет отдается защите безопасности жизни и имущества.
Очевидно, теракты 13 ноября во Франции поставили эту страну именно в такие условия. Однако ради безопасности придется жертвовать некоторыми основными свободами. Сейчас во Франции активно обсуждают вопрос о том, как сохранить баланс между свободой и безопасностью. Сама идея отдаления от этой базовой ценности вызывает тревогу у жителей Франции, которая с гордостью носит звание «колыбели свободы»…
С точки зрения французской интеллигенции отказ от «ценностей республики» по соображениям безопасности равносилен капитуляции перед терроризмом, то есть перед ИГИЛ. Для тех же, кто находится у власти, вопрос стоит так: как одержать верх в этой войне без ущерба для таких ценностей, как свобода, равенство, братство?