Заголовки сегодняшних дней поделены между Парижем и Сирией, однако, вызывающие беспокойство события на Южном Кавказе поднимают тревогу по поводу слабого управления и риска войны. Страны региона — Армения, Азербайджан и Грузия — выбрали различные пути развития во внутренней и внешней политике, но все они испытывают интенсивное давление со стороны России, стремящейся расширить свое влияние. Запад должен действовать немедленно, чтобы снизить вероятность новой войны и добиться большего политического плюрализма.
За последние восемнадцать месяцев Азербайджан последовательно подавлял прессу и свободу средств массовой информации, а также основные права человека. Фальсифицированные парламентские выборы 1 ноября привели к тому, что подавляющее большинство проголосовало за правящую партию и ее сателлитов, а оппозиция оказалась не у дел. На выборах отсутствовал достоверный мониторинг, так как ОБСЕ и Европарламент вынуждены были отменить свои миссии из-за того, что правительство не разрешило им работать там в соответствии с международными стандартами.
Ключевые голоса оппозиции остаются в заключении либо в изгнании, а единственным лучом света является недавний перевод из тюрьмы под домашний арест — по состоянию здоровья — известного правозащитника Арифа Юнуса (Arif Yunus). Международные призывы освободить его жену Лейлу Юнис (Leyla Yunis), Ильдара Мамедова (Ildar Mammadov) и других политических заключенных не были услышаны. Официальные источники интенсифицируют антизападную и пророссийскую риторику, акцентируя внимание на предполагаемых усилиях Запада, особенно Соединенных Штатов, повторить украинский Майдан — народное восстание — в Баку.
С падением мировых цен на нефть и газ Азербайджан испытывает трудности с бюджетом, его банковская система — в кризисе из-за сомнительных ссуд, выданных сторонникам режима, в избытке также спекуляции по поводу очередной девальвации валюты. Похоже, что недавняя отставка могущественного министра безопасности и восьмидесяти его коллег, а также министра связи с подтекстом масштабной коррупции, являются признаками раскола в кругу автократического президента Ильхама Алиева и свидетельствуют о его неспособности контролировать ключевые силовые министерства.
Одновременно ситуация на линии прекращения огня с Арменией в Нагорном Карабахе грозит ухудшиться, так как растет количество смертей от снайперской стрельбы и применения новейшего современного оружия. Двусторонние и международные усилия по обеспечению мира остаются замороженными, руководители обеих стран не предпринимают никаких усилий, чтобы подготовить общественное мнение к компромиссам, а Москва поставляет обеим сторонам вооружение. Значительным риском может стать крупномасштабная эскалация конфликта в результате серии небольших столкновений, — сценарий, который может случиться, если Алиев прибегнет к нанесению военного удара с целью объединить нацию, так как его популярность в стране падает. Алиев, конечно, обязательно до этого взвешенно оценит пакт Армении с Россией об обороне и вероятность военного поражения. Пока же он использует паранойю, популизм и непредсказуемые, дерзкие действия, чтобы добиться общественной поддержки. Он также подрывает процесс Минской группы ОБСЕ — единственной надежды на мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта.
В Армении политическая ситуация достаточно спокойная. После того, как она согнулась под российским давлением и вступила в Евразийский экономический Союз (ЕАЭС) вместо подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Армения начинает сейчас переговоры с ЕС с целью спасти часть старого Соглашения об ассоциации и примирить его с армянским членством в ЕАЭС. Эти усилия Еревана поддерживать какой-то баланс в своей внешней политике и получить более широкий доступ на богатый рынок еще могут столкнуться с проблемами со стороны России. Армения не прекращает враждебное противостояние с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, даже несмотря на то, что продолжающееся состояние войны с Азербайджаном подрывает её экономику, укрепляет ее полуавторитарную политическую систему и дает России рычаг влияния в отношении нагорно-карабахского конфликта.
Репутация Грузии как лидера демократического роста и судебной реформы в странах бывшего Советского Союза сейчас ставится под сомнение. Неотложной проблемой страны сегодня является борьба за право собственности и контроль над «Рустави-2», независимой телевизионной компанией, критически относящейся к правящей коалиции «Грузинская мечта».
Юридическое маневрирование было всем, чем угодно, кроме обоснования в судебном порядке и транспарентности. Суд низшей инстанции принял в середине ночи решение, которое противоречило Конституционному суду и вернуло станцию предыдущему владельцу, поддерживающему правительство. Последний утверждает, что он был вынужден правительством президента Михаила Саакашвили продать свой актив по бросовой цене. И последний поворот: судья нижестоящего суда изменил свое первоначальное решение и оставляет контроль над станцией нынешним владельцам до того времени, пока их апелляционный процесс не будет завершен.
Многие на Западе и в Грузии рассматривают это очевидное судебное злоупотребление как прямую атаку на свободу прессы в то время, когда популярность правительства падает из-за слабых экономических показателей Грузии и не внушающего доверия, нерешительного руководства. Чтобы усложнить интригу, публике предъявляются перехваченные записи предполагаемых телефонных разговоров между Саакашвили, ныне губернатора Одесской области на Украине, и его сторонниками в Грузии, где он призывает их использовать проблему с «Рустави-2» для разработки «революционного» сценария с целью бросить вызов действующей власти. Парламентские выборы в Грузии состоятся в октябре 2016 года, и сейчас неопределившиеся избиратели составляют большинство.
Наиболее серьезные опасения вызывают внутриполитические события в Азербайджане и перспективы возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, области, заселенной и контролируемой в военном отношении армянами, но находящейся внутри Азербайджана.
Разработка и экспорт на мировые рынки каспийских нефти и газа остается стратегическим интересом Запада. Но с появлением глобальной альтернативных источников энергии, падением цен на нефть и газ, снижением потребности в материально-технической поддержке сил НАТО в Афганистане Южный Кавказ может стать менее значимым в этом отношении.
Однако, его ключевое положение между Россией, Турцией, Ираном и Ближним Востоком требует, чтобы Запад проявил к Южному Кавказу больше внимания на политическом уровне. Примирить Армению и Азербайджан уже давно тщетно пытаются Запад и Россия, и эти попытки должны продолжаться, чтобы избежать риска перерастания конфликта в Нагорном Карабахе в реальные боевые действия. Это могло бы усилить напряженность между Турцией, Россией и Ираном. Следовательно, стороны должны принять решение, что переговоры лицом к лицу в рамках Минской группы ОБСЕ являются перспективным движением вперед. Кроме того, Запад должен быть жестким из лучших побуждений в отношении Азербайджана, противостоять авторитарной спирали и требовать освобождения оставшихся политзаключенных. Наконец, Запад должен проводить более прямой диалог с грузинским правительством и оппозицией о демократических принципах и свободе печати, а также о том, как они могут повлиять на ее евроатлантические устремления.
Денис Корбой — приглашенный старший научный сотрудник Королевского колледжа Лондона, был послом Европейского Союза в Армении и Грузии.
Ричард Козларич — содиректор Центра энергетических наук и политики в Университете Джорджа Мейсона, был послом США в Азербайджане и Боснии и Герцеговине.
Кеннет Яловиц — директор Программы по разрешению конфликтов в Джорджтаунском университете, научный сотрудник Центра Вудро Вильсона, был послом США в Белоруссии и Грузии.