Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущее Сирии после кровавой драмы в Париже

© РИА Новости Михаил Алаеддин / Перейти в фотобанкСирийская армия готовится к масштабной операции в провинции Хама
Сирийская армия готовится к масштабной операции в провинции Хама
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Венское заседание, посвященное решению сирийской проблемы, завершило свою работу предложением проекта мирного урегулирования существующего кризиса. По всей видимости, в свете кровавых событий в Париже этот проект нацелен на строительство будущего Сирии без учета сложившихся реалий в зоне боевых действий. В проекте не сказано ни слова о дальнейшей судьбе Башара Асада.

Венское заседание, посвященное решению сирийской проблемы, завершило свою работу предложением проекта мирного урегулирования существующего кризиса. По всей видимости, в свете кровавых событий в Париже этот проект нацелен на строительство будущего Сирии без учета сложившихся реалий в зоне боевых действий.

Спустя менее 24 часов после террористических атак в Париже, унесших массу человеческих жизней, в Вене состоялось второе заседание по решению сирийского кризиса. На нем приняли участие представители Лиги арабских государств, Китая, Египта, Европейского Союза, Франции, Германии, Ирана, Ирака, Италии, Иордании, Ливана, Омана, Катара, России, Саудовской Аравии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Великобритании и ООН. Атмосфера встречи, прошедшей под названием «Международная группа помощи Сирии», была целиком пропитана последними шокирующими терактами в Париже, которые не преминули сказаться и на результат состоявшегося заседания.

Вена-2 завершила свою работу принятием новой декларации. Ее основную суть составили десять пунктов.

1. Участники группы согласились прилагать усилия для реализации национального перемирия в Сирии, которое наступит с началом первоначальных действий по переходу политической власти под контролем ООН и на основании Женевской декларации;

2. Постоянные члены Совета Безопасности обязались оказывать свою поддержку резолюциям СБ ООН по содействию комиссии, контролирующей утвержденное ООН перемирие и находящейся в тех областях страны, которым не угрожают террористические атаки, а также помогать процессу политического перехода власти на основе Женевской декларации.

3. Перемирие исключает атаки на позиции «Исламского государства», «Джебхат Ан-Нусра» или любой другой группировки, которую «Международная группа помощи Сирии» считает террористической, а также защиту от их нападения.

4. Группа выражает свою озабоченность по поводу положения беженцев и лиц, лишившихся в Сирии своего жилища, и осознает необходимость создания условий их безопасного возвращения на место своего прежнего жительства в соответствии с международным гуманитарным законодательством и принимая во внимание интересы тех стран, где они ищут себе убежище.

5. Члены «Международной группы помощи Сирии» согласились воздействовать на разные стороны сирийского конфликта с целью скорейшего прекращения использования ими неточного оружия.

6. «Международная группа помощи Сирии» призывает к проведению официальных переговоров с участием сирийского правительства и представителей оппозиции под контролем ООН в самые ближайшие сроки, ориентируясь на 1 января 2016 года.

7. Участники группы заявляют о своей поддержке процессу перехода власти, прописанному в Женевской декларации 2012 года. На данном основании они выражают свою поддержку перемирию на упомянутых выше условиях и политическому процессу под сирийским руководством, в рамках которого ориентировочно за шесть месяцев будет создано надежное универсальное правительство неэтнического характера. Именно ему и надлежит выработать временные рамки для составления новой конституции Сирии.

8. В течение 18 месяцев, в соответствии с новой Конституцией, должны состояться свободные и справедливые выборы. Они будут проходить под контролем ООН, согласно воле национальных властей и в соответствии с самыми высокими международными стандартами транспарентности и ответственности и в них смогут принять участие все сирийцы, включая даже тех, кто проживает за пределами Сирии.

9. ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусра» и другие группировки, которые считаются террористическими Советом Безопасности ООН, список которых утвержден участниками Группы и получил утверждение СБ ООН, должны потерпеть поражение.

10. Королевские власти Иордании дали согласие оказать помощь в том, чтобы представители разведывательных и военных кругов выработали единое представление о сущности тех группировок и отдельных лиц, которые, по всей видимости, занимаются террористической деятельностью. Для этой цели установлена ориентировочная дата в период начавшегося политического процесса под контролем ООН.

Согласно данной декларации, через месяц участники Вены-2 встретятся еще раз для мониторинга заключенных договоренностей. Одной из важных особенностей составленного проекта является то, что в нем не сказано ни слова о дальнейшей судьбе Башара Асада. Поддерживающее терроризм движение во главе с Америкой одним из своих принципиальных условий называет отстранение от власти сирийского президента, однако в нынешнем проекте об этом ничего не говорится.

Данное обстоятельство свидетельствует о поражении их стратегии в этом плане. Участвовавший на венском заседании
заместитель министра иностранных дел Ирана указал на настойчивые требования глав внешнеполитических ведомств некоторых стран устранить от власти Башара Асада и заявил: «Исламская Республика Иран не позволит, чтобы это требование вошло в текст окончательной резолюции. Мы подчеркиваем, что данный вопрос вправе решать только сирийский народ».

Хоссейн Амир Абдоллахиян добавил: «Некоторые участники настаивали, чтобы если на протяжении шести месяцев запланированный процесс будет развиваться успешно, Башар Асад не должен баллотироваться на предстоящих президентских выборах в Сирии. Это не было их принципиальной позицией и в ответ на это мы четко дали понять, что только сам нынешний президент может решать принимать ли ему участие в будущем голосовании или нет и только сирийский народ имеет право вынести решение о его переизбрании на новый срок».

Тем не менее, ни в коем случае не следует оптимистически оценивать вынужденное замалчивание этого вопроса. Американцы и арабские государства, поддерживающие мятежников в Сирии, прекрасно осведомлены о популярности Башара Асада в своей стране и не сомневаются в том, что результат выборов, в которых будет участвовать нынешний сирийский президент, окажется для них нелицеприятным. На днях французская газета Figaro провела некий социальный опрос среди сирийского населения, задав такой вопрос: согласны ли вы с отстранением Башара Асада от власти? Полученные результаты оказались весьма интересными. Только 28% опрошенных заявили, что согласны с его отставкой, а 72% высказались против.

Решение вопроса о Сирии без участия самой Сирии

Одним из самых главных недостатков принятого в Вене мирного проекта по Сирии является то, что несколько стран приняли решение о будущем другой страны без участия ее самой. Конечно, предусматривается, что сирийское правительство сядет за стол переговоров с оппозицией, и само по себе это можно считать положительным моментом, однако вопрос о Конституции и проведении возможных выборов должны решать сами сирийцы. Навязывание какого-либо обязательного проекта, который в первую очередь учитывает интересы Америки, России и других страны не поможет разрешить кризис в Сирии и установить в этой стране спокойствие и безопасность. Другим важным моментом в этой связи является то, как именно представляют себе Америка и Запад в целом сирийскую оппозицию? Имеют ли они в виду тех самых мятежников, которых часто называют умеренными? К слову сказать, они совершают не меньше преступлений, чем игиловцы.


Две недели тому назад духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи коснулся вопроса о том, что иностранные государства принимают решения по сирийскому кризису без участия самой Сирии, и заявил: «Нет никакого смысла в том, чтобы другие государства проводили совещания и принимали решения о судьбе того или иного политического режима и его лидера. Это опасное новшество, ведь ни одно государство в мире не согласится выполнять подобные решения».

Две угрозы, нависшие над Западом

Парижские теракты продемонстрировали, что Запад больше не в состоянии продолжать свою ошибочную политику в Сирии и справляться с колоссальными затратами на эту разрушительную войну. Сейчас Запад, и особенно Европа, столкнулся с двумя острыми кризисами. Во-первых, это поток сирийских беженцев, которые являются надежным прикрытием для проникновения и возвращения террористов в Европу. Во-вторых, речь идет о кризисе безопасности из-за продолжения боестолкновений в Сирии.

Французский народ стал жертвой терроризма на фоне того, что официальный Париж многократно принимал у себя террористов, лживо называвших себя «друзьями Сирии». Сейчас они снова отправились во французскую столицу, но теперь вместо солидных костюмов захватили с собой бомбы и автоматы Калашникова!

Западные политики, мусоля парижскую трагедию, теперь твердят о войне с терроризмом. Вспомним, что еще полтора года тому назад они во главе с американцами создали антиигиловскую коалицию. Провозглашенная коалиция возникла случайно после того, как в Сирии отрезали головы нескольким гражданам из стран Запада. Однако в боевом отношении образование этой коалиции не привело к каким-либо существенным переменам. Напротив, террористам даже удалось захватить еще большее количество территорий. Крайне сомнительно, что новый прилив сил приведет к чему-то лучшему. Направив по ложному пути общественное мнение, они пытаются внушить ему мысль о том, что без отставки Башара Асада победить «Исламское государство» невозможно. Якобы сирийский президент сначала должен уйти, а потом можно будет разгромить ИГИЛ. Определение временных рамок для установления мира в Сирии тоже в долгосрочной перспективе преследует такую же стратегию.

Отсутствие в проекте ключа к решению кризиса

По прошествии четырех лет с начала сирийского кризиса в отношении террористов, воюющих в этой стране, стало отчетливо ясно, что они представляют собой самые разные и многочисленные объединения и без иностранной помощи никогда бы не смогли продержаться столь долго. Пока на территорию Сирии поступает огромное количество контейнеров с разными видами легкого и тяжелого вооружения, закупленного на доллары Саудовской Аравии и Катара и при поддержке Турции, бесполезно и даже смешно проводить заседания в Вене и определять временные рамки для заключения мира.

Американцы прекрасно знают, откуда и каким образом террористы получают продовольствие, логистическую помощь, оружие, денежные средства и разведданные. Первым шагом на пути установления безопасности в Сирии должно стать пресечение этого налаженного потока. Тот факт, что в проекте установления мира в Сирии ничего не сказало об этой ключевой теме, ясно доказывает нежелание Америки действительно решать этот кризис. Год тому назад вице-президент США Джозеф Байден, выступая в Гарвардском университете, оговорился о том, что больше всего препятствует победе над ИГИЛ, сказав следующее: «Самой большой проблемой являются наши союзники в регионе».

Разумеется, нельзя забывать о том, что Америка представляет собой самую большую часть мозаики по десекьюритизации Западной Азии, а такие страны, как Саудовская Аравия, Катар и Турция, взяли на себя реализацию вашингтонской стратегии по дестабилизации ситуации в этом регионе.