«Сами виноваты! Мы же вас предупреждали!» К этой нехитрой фразе сводится реакция прокремлевских комментаторов на теракты в Париже и все, что последовало за ними. В то время как Владимир Путин выступает в роли прозорливого государственного деятеля, с которым уважительно советуется по сирийской проблеме президент Соединенных Штатов, российская пропагандистская машина работает без перебоев.
Пожалуй, давно бойцам информационного фронта не было так легко. Теракты в столице Франции (как и европейский иммиграционный кризис) государственному ТВ довольно легко преподнести российской аудитории как результат безрассудной «смены режимов» на Ближнем Востоке, «безумного мультикультурализма» и безответственной миграционной политики. На телевизионных ток-шоу одна из главных тем — неминуемый крах Европейского Союза.
Новый повод ужесточить режим
Кремль стремится максимально полно использовать последствия французской трагедии в своих интересах, как дома, так и во внешней политике. Помимо пропагандистских дивидендов, на фоне парижских терактов несколько отошло на второй план расследование катастрофы российского аивиалайнера на Синайском полуострове. Власти признали, что самолет был уничтожен бомбой. После Парижа гибель самолета будет восприниматься значительной частью общественного мнения как неизбежная плата за принципиальную борьбу России с исламистами.
Кроме того, судя по всплеску сообщений о проработке государственными органами различного рода запретительных мер вроде введения выездных виз и даже, возможно, полного запрета на поездки российских граждан в европейские страны, желание использовать ситуацию для закручивания гаек внутри страны у руководства России, несомненно, есть. Кажется, оно пока не знает, с чего начать.
Подобно тому, как бесланская трагедия 2004 года стала для Кремля удачным поводом отменить выборы губернаторов и построить так называемую «вертикаль власти», так и на фоне борьбы с терроризмом следует ожидать новых шагов по ужесточению политического режима. Возможно, будет реанимирована бродившая пару месяцев назад по кремлевским кабинетам идея о ликвидации таможенной службы и передачи значительной части ее функций ФСБ. Наконец, логичным последствием парижских терактов может стать более частое и жесткое применение «антиэкстремистской» 282 статьи Уголовного кодекса.
13 ноября как 11 сентября?
Внешнеполитическая обстановка вокруг России в результате событий во Франции стала, с точки зрения Кремля, внезапно меняться к лучшему. Чем-то происходящее сегодня очень напоминает сентябрь 2001 года. Тогда после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне Кремлю тоже удалось кардинально сблизиться с Соединенными Штатами. Полтора года, вплоть до вторжения западной коалиции в Ирак в марте 2003 года, российско-американские отношения переживали невиданный расцвет.
Сегодня такой «медовый месяц» едва ли возможен. Однако хотя бы частично восстановить, казалось бы, практически полностью разорванные в результате конфликта вокруг Украины доверительные отношения с западными лидерами Кремлю вполне по силам. Заставить ЕС и США вновь прислушиваться к нему для Владимира Путина значит, во-первых, уйти от спора по поводу судьбы режима Башара Асада (это программа-минимум), и, возможно, даже заставить Запад согласиться, что, по крайней мере пока, сирийского президента лучше не трогать.
Во-вторых, Путину хотелось бы заранее создать основу для диалога с новым американским президентом, который въедет в Белый дом в январе 2017 года и может занять более жесткую, чем Барак Обама, позицию в отношении Москвы. Наконец, в-третьих, Кремль попытается обменять свое сотрудничество в разрешении сирийского кризиса на уступки Запада по украинскому вопросу.
Как минимум два знакомых западных дипломата сообщили мне, что в Берлине и Париже готовят предложения к началу следующего года о частичной отмене (пока) второстепенных санкций против российских частных лиц и компаний. Этот шаг должен показать, что Минские договоренности постепенно выполняются, а значит, официальная Москва заслуживает какого-то поощрения.
«Сдержанный оптимизм» в Кремле
Наконец, российское руководство возлагает большие надежды на два события, предстоящие в 2017 году, — выход Великобритании из Европейского Cоюза в результате референдума и победу либо Марин Ле Пен, либо Николя Саркози на президентских выборах во Франции.
Разрыв между Лондоном и ЕС фатально ослабил бы трансатлантическое партнерство. Великобритания исторически всегда была одним из самых верных союзников Соединенных Штатов в Европе. Как надеются в Кремле, победа симпатизирующих Москве правых или даже ультраправых во Франции станет началом конца санкций и приведет к неофициальному признанию за Россией особых интересов на постсоветском пространстве, прежде всего на Украине.
Разумеется, до этого еще далеко и все эти расчеты вполне могут не оправдаться. Но сегодня в Кремле явно должны испытывать то, что на дипломатическом языке называется «сдержанным оптимизмом».