Депутат Европарламента, представитель Чешской Республики, заместитель главы Комитета по вопросам безопасности, член комитета по международным делам Яромир Штетина в интервью европейской студии «112 Украина» рассказал о том, как относится к минским договоренностям, и о том, готова ли Европа оказывать Украине военную помощь.
112.ua: В Минске проходит очередная встреча в рамках урегулирования конфликта на Донбассе. Как вы оцениваете выполнение минских договоренностей?
Яромир Штетина: Я думаю, что они уже давно умерли, потому что невозможно полагаться на партнеров, коими являются представители Российской Федерации. Я напомню пресловутое выражение, что цена любого договора, который мы подпишем с Россией, исчерпывается бумагой, на которой он подписан. Это касается минских договоров.
— Тем не менее процесс этот идет. Насколько он продвигается? Было определенное время прекращение огня, сейчас наблюдается эскалация конфликта на Донбассе. Как вы оцениваете этот ход событий?
Этот ход событий естественен с учетом всех событий, которые происходят в Европе, потому что эти террористические действия в Европе, в Париже, например, они оттолкнули интерес к Украине. И поэтому была возможность для сепаратистов и российских сил использовать это время для атаки, и они опять нарушили минские договоренности.
— Как вы считаете, готов ли Запад к эскалации конфликта на Донбассе?
— Я не думаю, что это теперь здесь первая тема. Я бы напомнил, что на Украине теперь почти 2 млн временно переселенных лиц, которые бродят внутри своей страны, и мы можем ожидать, что эта волна, которая пришла через Балканы и Сирию, она может когда-то двигаться и из Украины. Поэтому мы должны помогать Украине не только санкциями. Надо помочь Украине в этом бою, и не только регулярной армии, но и добровольцам, которые защищают свою родину и умирают. И я здесь поддерживаю мысль, и президент Порошенко этого требует, чтобы были поставки оружия и амуниции. Просто поддерживаю прямую военную поддержку в этом бою.
— А поддерживают ли вас коллеги в этой инициативе?
— Сначала, когда я об этом говорил, я видел недоверие. Думаю, что мы здесь как-то распределены на лагеря. Есть старые представители ЕС и мы, члены бывшего Советского блока, а мы имеем другую историческую память, которую имеют и украинцы. Поэтому они и взбунтовались, и поэтому вся эта украинская революция началась.
— Есть нынче такое движение, даже в стенах Европарламента проходит конференция, чтоб улучшить отношения с Россией. Инициировали это социалисты и демократы. В этом контексте считаете ли вы, что возможна отмена или некое снижение санкционного давления на Россию?
— Я думаю, что здесь еще не прозвучало какое-то требование по снижению санкций. Но прозвучали вызовы сотрудничества с Россией по решению вопроса терроризма. Например, сотрудничество в Сирии. Но я думаю, что невозможно сотрудничать с диктаторами, это никогда не приведет к хорошему. Сотрудничество с Россией, по-моему, невозможно.