Ваша статья о превращении Владимира Путина из изгоя в политического воротилу («Путина убрали из меню и вернули за стол», 18 ноября) напоминает мне о предыдущих случаях, в которых наши реакционеры руководствовались своей неприязнью к России и не могли здраво оценивать положение дел. Скажем, в свое время элита «старой закалки» считали идею альянса с Советским Союзом против Гитлера чем-то немыслимым. Тем не менее, вскоре им пришлось пойти именно на такой шаг.
Биограф Джорджа Бернарда Шоу Майкл Холройд (Michael Holroyd) приводит показательный пример близорукой враждебности, которую правые проявляли к России даже тогда, когда мы отчаянно нуждались в союзниках.
В 1940 году Шоу пригласили вести передачу на BBC Overseas Service. До вторжения Германии в Советскую Россию оставался год, а до вступления в войну Соединенных Штатов — 18 месяцев. По словам Холройда, Шоу принял предложение, но вставил в свой сценарий «характерную для себя парадоксально-пророческую фразу»: «Дружба с Россией для нас сейчас жизненно важна. Возможно, судьба мира скоро окажется в руках России и Америки. Поэтому я всегда так вежлив с Россией».
Министерство информации сразу же наложило на этот текст вето. Министр Дафф Купер (Duff Cooper), напыщенный тори, провозгласил: «Этого человека в эфире не будет». Хорошо отзываться о России было непринято еще целый год.
Роберт Сондерс (Robert Saunders),Кембриджшир
• За соглашения с Россией всегда приходится платить. По итогам Второй мировой войны ей, согласно Ялтинским договоренностям, досталась Восточная Европа. Что станет платой на этот раз? Сирия? Донецк? Украина? Прибалтика?
Поэтому я советовал бы подходить к делу с осторожностью, чтобы поспешные, эмоциональные решения не породили трудную и опасную ситуацию.
Д-р Марек Ласкевич (Marek Laskiewicz), Лондон