В октябре в Новочеркасске — столице донского казачества — завершился Пятый Всемирный конгресс казаков. 120 делегатов со всего мира съехались, чтобы поучаствовать в этом событии. Среди вопросов, поднятых на собраниях конгресса, были расширение глобальных экономических связей между выходцами из казачества, а также упрощение процедуры получения российского гражданства.
Однако, один из авторитетных лидеров казачьего движения России, Владимир Мелихов, отсутствовал. Мелихов известен, в частности, как организатор двух музеев антибольшевистского сопротивления в Подольске и донской станице Еланской. В них удалось воссоздать дух дореволюционного казачества, которое эмигрировало за границу, оставаясь верным идее «За веру, царя и отечество».
Летом в музеях и усадьбах Владимира Мелихова силовики устроили обыск и изъяли 4 пачки патронов, деактивированное оружие и штык-ножи с винтовок Первой мировой войны, а также две упаковки сигнальных ракет. Патроны, по утверждению хозяина, ему подкинули прямо во время обыска. Ракеты были подарены на день рождения десять лет назад, а музейное оружие он намеревался перевезти из Подольска в Еланскую, поэтому оно и находилось в его доме.
Братство противоположностей
Формально обыски проводились в рамках уголовного дела против атамана Кавказской казачьей линии Юрия Чурекова, пойманного на контрабанде оружия с Донбасса и поддержавшего отделение казачьих регионов от Украины.
Юрий Чуреков и его идеологический помощник, лидер общественного движения «Русское единство Кавказа» (РЕКА) Сергей Попов в прошлом году реализовали давнюю идею Владимира Мелихова о создании казачьей партии. Она была учреждена в августе 2014 года и названа «Братство». Мелихова заочно включили в Национальный совет партии.
Линия идеологического разлома между бывшими соратниками прошла в связи с отношением к событиям на Украине. Позиция Мелихова отличалась от мнения соратников, поддержавших ополченцев. На своем интернет-форуме Мелихов возмущался, что под строительством «Русского мира» подразумевается стравливание народов. При этом военная помощь донецко-луганским «освободителям» приводит к убийствам мирных жителей и разрушению городов.
«Мелихов чётко и ясно выступает против войны в Украине, против присоединения Крыма. Я же выхожу с плакатом „Слава героям Новороссии!“. Чуреков вместе со мной делал заявления по Крыму, поэтому политически связывать Чурекова и Мелихова абсолютно бессмысленно, — заявил Сергей Попов, комментируя обыски в Подольске и Еланской. — Мы не ссорились, но по-разному смотрели на эти вещи».
Память о трагедии как повод для преследования
За неделю до обысков с Мелиховым произошла ещё одна неприятность. Он собирался лететь в Австрию, но пограничный контроль изъял у него паспорт, а затем вернул с вырванной страницей. Под разными предлогами в этот же день были задержаны в Ростове-на-Дону и другие казаки, которые вместе с Мелиховым планировали участвовать в открытии часовни в австрийском городе Лиенц.
Мелихов принимал активное участие в строительстве часовни, которая была построена в память о казаках, погибших при их выдаче СССР. Во время Второй мировой войны многие белоэмигранты принимали участие в боях в рядах немецкой армии, мечтая освободить Россию от коммунизма. В составе немецкой армии было и около 80 тыс казаков, часть из которых в 1943 году ушла в Западную Европу вместе с отступавшей немецкой армией. В некотором смысле это была естественная реакция на репрессии советской власти, которая в 1919 году взялась за поголовное истребление казачества.
После падения Берлина казачья армия, в составе которой было и около 20 тыс солдат, и 16 тыс членов их семей — детей, женщин и стариков — сдалась британским войскам. Казаки были распределены в лагерях вокруг австрийского города Лиенц. В конце мая 1945 года в соответствии с Ялтинскими соглашениями о репатриации граждан союзных государств англичане начали выдачу казаков Советскому Союзу, несмотря на то, что многие из них никогда не были советскими гражданами и не подлежали депортации.
Сначала, под предлогом участия в конференции, британцы выманили около 1500 офицеров и генералов, которых затем передали НКВД. А 1 июня 1945 года, не дождавшись окончания богослужения, британские солдаты стали бросать в грузовики всех подряд. Толпа сопротивлялась, началась давка. Упавшие встать уже не могли, под ударами палок и прикладов солдат они истекали кровью. Кое-кому удалось прорваться к реке Драве, а не успевшие попасть на мост, тонули в ее быстрых водах. За день погибло около 100 казаков. Около 300 из них похоронены на кладбище в Лиенце. Некоторые сбежали в леса, но их ещё долго отлавливали и сдавали советским спецслужбам.
Ничего хорошего на Родине казаков не ждало. Многие попросту до неё не добрались, погибнув без суда и следствия от рук вчерашних врагов — красноармейцев. Если кому-то и удавалось добраться до СССР, то там их ссылали в лагеря. Зная обо всем этом, некоторые пленные покончили жизнь самоубийством ещё до депортации.
Всего, по данным историков, Великобритания и США с 1944 по 1947 годы выдали Советскому Союзу около 2,5 млн человек, хотя они были осведомлены о том, какая судьба их ждет в СССР.
Первый исследователь трагической истории насильственно выдворенных в СССР людей генерал-майор Вячеслав Науменко назвал свой кропотливый труд «Великое предательство». Точно также оценил действия англичан исследователь Николай Толстой, выпустивший в конце 1970-х гг. книгу «Жертвы Ялты». Он поименно указал в ней имена британских офицеров и чиновников, которые отдавали и исполняли бесчеловечные приказы, ссылаясь на международные соглашения.
Несмотря на то, что ежегодно в Лиенце представители РПЦ служат панихиду, строительство часовни и её открытие к 70-летию трагедии явно вызвало неудовольствие российских спецслужб, словно они оскорбились за то, что действия их советских предшественников стали доступны обществу.
В борьбе за «свою» историю
Ещё со времен создания мемориала «Донские казаки в борьбе с большевиками» в станице Еланской Владимира Мелихова обвиняют в прославлении «прихвостней фашизма» и фальсификации истории, хотя дело обстоит наоборот. Он собирает письма, документы, фотографии, которые свидетельствуют о геноциде казачества и объясняют, почему казаки ненавидели коммунизм до такой степени, что решили стать коллаборационистами.
В своей усадьбе в станице Еланской Мелихов воздвиг памятник атаману Всевеликого войска Донского времен царской России Петру Краснову.
Во время Гражданской войны 1917-1922 гг. этот казачий лидер эмигрировал в Европу, и в 1941-1945 гг. воевал на стороне Гитлера. Он был выдан в Лиенце, судим в СССР и повешен. Из-за его сотрудничества с фашистами власти отказались его реабилитировать, хотя честное имя казачеству в целом закон постсоветской России вернул.
Впрочем, как считает координатор центра «Белое дело» Олег Шевцов, участники «белого» движения и не нуждаются в реабилитации. «Это люди, которые сражались за русскую государственность, и они — герои России, — отмечает он. — Сейчас, к сожалению, в России ставят памятники Сталину. По-моему мнению, это негативный тренд, который иллюстрирует глубокую болезнь общества. В ХХ веке народы России пережили страшную катастрофу. За первые 35 лет советской власти погибло более 50 млн человек. В эту цифру включены потери во Второй мировой войне. Это катастрофа. Советская власть уничтожала людей сословиями. Им это не нравилось. Нападение Германии на Советский Союз дало возможность множеству людей начать свою борьбу с советской властью. По данным историков более 1,3 млн человек служили в Вермахте. Эти люди — сознательные враги советской власти».
Россия стала правопреемницей СССР, не осудив преступлений коммунистического режима. Может поэтому в ней враги советской власти до сих пор воспринимаются как враги России? Обществу предложили примиренческую позицию о том, что у каждой стороны в той гражданской войне была своя правда. «Но может ли быть примирение между палачами и их жертвами?— задается вопросом историк Кирилл Александров, исследовавший феномен перехода советского генерала Андрея Власова на сторону Гитлера. — И закончена ли вообще Гражданская война?»
Владимир Мелихов как никто другой остро ощущает на себе обострившуюся конфронтацию в обществе: «Увлёкшись пропагандой, одна часть населения уже довольно явственно и агрессивно стала противостоять другой части населения в одной и той же стране. Это — предтеча гражданского противостояния, и оно набирает всё большие и большие обороты».
После проведенных обысков Мелихов решил убрать подальше ту часть экспозиции, которая рассказывает об участии казаков во Второй мировой войне на стороне немецкой армии. «Ну, а дальше пусть остаётся „белое пятно,“ которое изучать придется уже каждому интересующемуся самостоятельно. В таком облике, я полагаю, оставшихся сотрудников музея трогать не будут», — пишет он.
Впрочем, историк казачества, автор книг о «белых» и «красных» генералах Андрей Венков не считает, что эта страница истории — какое-то «белое пятно». «О казаках, которые служили в вермахте, написано в 10 раз больше, чем о казаках, которые воевали в рядах Красной армии, — отмечает он. — Было исследование Геннадия Воскобойникова „Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне“. Такие книги есть, но их единицы. Был мощнейший перекос, который надо исправлять, чтобы показать и противоположную сторону».
Сергей Попов, не будучи единомышленником Мелихову в «украинском вопросе» и почитании генерала Краснова, тем не менее отдает должное вкладу создателя музеев антибольшевистского сопротивления в исследование подлинной истории казачества. «Одни яхты покупают, а он — казачий музей создал. Его за это тут же начали травить, в тюрьму посадили. Определённым кругам, которые хотят вытравить историю из наших мозгов, его деятельность не нравится, и ему время от времени устраивают провокации. То, что у него нашли патроны — это самая настоящая провокация», — полагает лидер движения РЕКА, ныне заменивший Юрия Чурекова на должности атамана Кавказской казачьей линии.
Вместе с тем, Попов полагает, что у проблем, с которыми Мелихов столкнулся этим летом, другие, более приземлённые причины. «Паспорт ему испортили из-за его жесткой позиции по Украине, чтобы не агитировал за границей. И Чуреков со своим оружием никому не был нужен. Нужна была какая-то формальная зацепка, чтобы зацепить Мелихова. Для чего? Это очень просто: 14 октября в Новочеркасске будет V Казачий конгресс, со всего мира соберутся казаки. В прошлый раз они посмотрели на официальные выступления и уехали к Мелихову в Еланскую», — заметил собеседник.
IV Всемирный конгресс казаков проходил в Новочеркасске в сентябре 2012 года. На нем присутствовали представители казачьих общин из 29 стран. Они остались недовольны абстрактными речами чиновников и формальностью «круглых столов», резолюции которых были подготовлены без их участия. Поднять вопрос о полной реабилитации казачества, восстановления территориальных образований в границах бывших казачьих войск тогда так и не удалось. Все актуальные проблемы обсуждались потом в усадьбе Мелихова.
Организаторы Конгресса, видимо, остались недовольны, и в этом году постарались выключить Владимира Мелихова из общественной жизни. Он каждый день ждет ареста в рамках уголовного дела о хранении оружия.
Кстати, подробная информация о связи Чурекова и Мелихова с критикой поминовения «пособников фашизма» вышла на Интернет-ресурсе, который имеет прочные связи с заместителем председателя Высшего совета Всемирного конгресса казаков Виктора Водолацкого, бывшего донского атамана, а ныне депутата Госдумы РФ. В частности, в статье говорилось о том, что церковную службу в Лиенце провели батюшки-раскольники, которые отказались воссоединяться с РПЦ. Это прямое искажение фактов, так как участвовавший в службе архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) был председателем комиссии по воссоединению церквей, а архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) является членом Священного синода РПЦ. Церковь, в отличие от тех, кто пытается дискредитировать Мелихова, признала убитых в Лиенце мучениками.
Посольству России в Праге недавно была передана петиция в защиту Мелихова с подписями, собранными на сайте change.org. Её авторы требуют прекратить преследование за инакомыслие. Расследования, угрозы и обыски подписанты считают «грубым нарушением прав человека и подлинным оскорблением религиозных чувств верующих, лишенных возможности поехать в Лиенц для молитвенного почтения памяти усопших казаков».
Вряд ли эта петиция будет иметь достаточно влияния, чтобы абсурдные обвинения были сняты. Воспевание «белых», тем более сражавшихся на стороне фашизма, до сих пор задевает достоинство «красных» и их потомков. Как гласит старый афоризм: «Победителей не судят». Поэтому за свою версию истории победители в Гражданской и Великой Отечественной войнах продолжают яростно бороться.