Таллин/Вильнюс — В последние дни появляется все больше признаков потепления в отношениях между Москвой и западными столицами, и некоторые российские соседи с тревогой говорят, что решимость Европы в вопросе сохранения экономических санкций и военного давления из-за украинского конфликта может пойти на убыль.
Обеспокоенные российской аннексией Крыма в прошлом году и поддержкой сепаратистов на востоке Украины, прибалтийские государства Латвия, Литва и Эстония вместе с Польшей выступают за наиболее жесткий подход в общении с Москвой.
Они подозревают Москву в несоблюдении условий достигнутого в феврале соглашения о перемирии на Украине и опасаются, что тема украинского конфликта отойдет на второй план у ряда европейских держав, которым после кровавой бойни в столице Франции на прошлой неделе более важно объединение усилий в борьбе с «Исламским государством».
«Не может быть никакого торга о выполнении условий (перемирия)», — сказал премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас, подчеркнув необходимость соблюдения текста соглашения до последней буквы.
«Сотрудничество в любых других вопросах не значит, что Европа может пойти на уступки у себя по соседству», — сказал он во вторник в местном парламенте.
После нападения на Париж и крушения российского самолета в Египте, ответственность за которые взяло «Исламское государство», появилось ощущение, что у Запада и России есть общие интересы в войне с исламистами.
Тем временем, усилились призывы к более широкой коалиции, что фактически ослабило международную изоляцию РФ.
Президент России Владимир Путин во вторник приказал военным сотрудничать с Францией на море и в воздухе в ходе операции против ИГ в Сирии, а его французский коллега Франсуа Олланд на следующей неделе приедет в Москву, что станет первым визитом западного лидера в РФ за последние полгода.
Руководители ЕС говорят, что антироссийские санкции, следующий пересмотр которых запланирован на конец января, будут сняты только в случае выполнения всех пунктов минских договоренностей всеми подписавшими их странами, включая РФ.
Но в непоколебимости этой позиции не уверены страны Восточной Европы, и их сомнения озвучил журналистам замглавы МИД Польши Конрад Шимански: «Уже был — и я боюсь, что не с сегодняшнего дня — недолгий порыв найти любую хорошую отговорку, чтобы отказаться от адекватного и пропорционального ответа на российскую агрессию на Украине».
В прошлую субботу украинские военные сообщили о самых крупных потерях с того момента, как два месяца назад на востоке воцарилось хрупкое перемирие — пяти погибших за сутки.
С начала сентября на Украине практически прекратилась стрельба, но в последние недели вновь наблюдается рост насилия, в котором стороны конфликта обвиняют друг друга.
Право на вмешательство
Тревоги у стран в этом регионе — где воспоминания о временах развалившегося более двух десятилетий назад СССР еще свежи как среди политиков, так и их избирателей — появились задолго до парижских атак.
В Латвии, Литве и Эстонии проживает немало этнических русских, и руководство этих стран обеспокоили прошлогодние высказывания Путина о праве России на военную интервенцию для защиты русскоязычного населения за границей. Добавляют нервозности нередкие нарушения воздушного пространства стран Балтии российскими самолетами.
В ноябре лидеры девяти государств Центральной и Восточной Европы и Балтии заявили, что их серьезно беспокоит «продолжающееся агрессивное поведение» России, и попросили НАТО о постоянном военном контингенте в этом регионе.
«Сотворенный Россией кризис на Украине не может исчезнуть с повестки дня», — сказал в интервью агентству BNS, опубликованном в понедельник после встречи глав МИД ЕС в Брюсселе, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
Появление любого сигнала о том, что решимость ЕС ослабевает, станет не первым случаем, когда восточноевропейские страны будут разочарованы тем, что они расценивают как уход ЕС от противостояния российской напористости.
Спустя годы после атак на США 11 сентября 2001 года страны Балтии продолжали заявлять, что НАТО делает акцент на Ирак и Афганистан в ущерб своим европейским границам.
Российско-грузинский конфликт в 2008 году они прокомментировали в едином ключе: «Мы же вас предупреждали». Спустя шесть лет случилась аннексия Крыма и начались боестолкновения на востоке Украины.
С 2014 года в каждой прибалтийской стране находятся по 150 американских военнослужащих на сменной основе. Схожие по численности контингенты разместили Великобритания, Германия и Португалия. Но призывы из Прибалтики о постоянной дислокации частей НАТО остаются не услышанными.
«В геополитическом плане у России есть отличная возможность разыграть геополитическую карту и выйти из изоляции, — говорит глава вильнюсского Центра изучения Восточной Европы Лауринас Касчюнас. — Европейское единство ждет большой вызов».
Однако украинская тема не исчезнет с радаров ЕС. Восточные европейцы продолжат напоминать остальной Европе о рисках.
«Украинский кризис — это как чемодан без ручки: ни Европа, ни США не могут уйти от разрешения украинского кризиса. Украинская тематика время от времени отступает на второй план, но она остается в повестке дня», — сказал глава киевского центра политических исследований Пента Владимир Фесенко.