В связи с тем, что Россия с 1 января 2016 года закрывает свой рынок для продуктов питания из Украины, возникает вопрос: сможет ли Украина заменить российский рынок европейским? Тем более что с 1 января 2016 начинает действовать экономическая часть соглашения об ассоциации с ЕС, где все очень внимательно прописано, что «льзя» и что нельзя.
Несмотря на то что с 1 января 2016 года начинает действовать экономическая часть ассоциации, квоты на поставку продуктов питания в ЕС остаются. Вообще, формально, с 1 мая 2014 года ЕС в одностороннем порядке отменил пошлины на украинские товары. Фактически была запущена экономическая часть соглашения. Но при этом квоты остались, и они останутся в дальнейшем, так как являются неотъемлемой частью самого соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, что четко изложено в Приложении I-А.
Можно торговать с ЕС и без квот, но в этом случае нужно будет платить пошлину даже после начала действия экономической части соглашения об ассоциации. Пошлина в некоторых случаях довольно-таки большая, и она делает просто невыгодным экспорт украинских продуктов питания в ЕС. Так, например, нужно платить 17,3% на мед, или 149 евро за тонну мяса птицы, или 95 евро за тонну пшеницы, или 93 евро за тонну муки. Если же продажа идет в рамках квоты — нет пошлин, и это действительно выгодно бизнесу. Сама логика ассоциации предполагает, что она должна стимулировать экспорт украинской продукции в ЕС, так как нет лишних платежей, в то время как другие страны будут платить эти пошлины, и их продукция будет менее конкурентоспособна, чем украинская.
Квоты были, есть и будут, так как ЕС эти квоты рассматривает как защиту своего рынка. Дружба дружбой, но создавать лишние проблемы на своем рынке продовольствия из-за Украины ЕС не будет.
Если посмотреть, как украинские экспортеры используют квоты ЕС, то тут все очень даже наглядно. Квота на поставку кукурузы в ЕС 400 тыс. тонн полностью уже выполнена, квота на поставку пшеницы 950 тыс. тонн тоже уже выполнена. Квота на поставку меда 5 тыс. тонн тоже полностью использована. Квота на поставку сахара в ЕС в размере 20,07 тыс. тонн использована на 98%. Но, что интересно, при поставках сахара из ЕС на Украину тоже есть квота 30 тысяч тонн. Не так все просто с этими квотами и торговлей.
Украина может поставить по квотам в ЕС 18 тыс. тонн мяса птицы, и эта квота уже выполнена на 56%. А вот квота на поставку свинины в ЕС в размере 20 тыс. тонн вообще не использована. То же самое касается и квот на поставку говядины и мяса баранины. Получается, что квота есть, но вот украинские экспортеры ее не используют. Не потому, что не хотят, а потому, что это сложно. Для того чтобы поставлять мясо в ЕС, нужно не просто заменить большую часть оборудования на своих предприятиях, но и сделать лаборатории в соответствии со стандартами ЕС и еще пройти сертификацию продукции. При этом нужно провести сертификацию всего, начиная с качества земли, где выращиваются корма, а дальше уже по всей цепочке: сертифицировать выращенный корм и содержание животных, методы забоя и переработки мяса, хранения и транспортировки. Это под силу только очень крупным агрохолдингам, которые могут согласиться понести существенные убытки на сертификацию в надежде на будущие доходы. Вот и сейчас у нас один из самых больших «куриных олигархов» провел сертификацию согласно требованиям, и только он может поставлять мясо птицы в ЕС. Но тут еще одна проблема: нужно, чтобы его купили. А если кто не знает, ЕС — крупнейший в мире производитель и экспортер мяса птицы. Тут, как говорится, встретились два конкурента.
Но это все сырье, а как же продажи в ЕС продуктов питания? Тут еще сложнее. Украина фактически не использует квоту по кондитерским изделиям и молочной продукции, не продает табачные изделия, хотя имеет право, и даже спирт не продают в ЕС, хотя могут. Если еще сельскохозяйственное сырье Украина худо-бедно научилась продавать в ЕС, то готовые продукты питания продавать в ЕС очень сложно. Опять же, это связано во многом с необходимостью прохождения сложной процедуры сертификации. Но, что самое сложное, для того чтобы ее пройти, нужно инвестировать дополнительные деньги. Так, например, Украина может поставлять в ЕС молочных изделий 8 тыс. тонн. Но для этого нужно вначале сертифицировать корма, которыми будут кормить коров, потом сертифицировать коров и желательно заменить породу, потому что наша традиционная не подходит для европейских стандартов, потом сертификация производства и транспортировки. Но так как у нас большая часть молока производится в частных хозяйствах, то сделать это практически нереально. Украине нужны свои «молочные короли», как это получилось на примере «куриных королей».
Украина имеет квоту на поставку кондитерских изделий в ЕС в размере 2 тысячи тонн. Сейчас она использована всего на 12%. Кроме сертификации, тут еще одна существенная проблема — узнаваемость бренда. Для того чтобы украинский шоколад или печенье покупали в ЕС, потребители должны знать украинский бренд. А раскрутить бренд — это долго и дорого. Дело осложняется и тем, что в ЕС существуют мировые монстры по производству кондитерских изделий, и тут сложно конкурировать, даже если очень захотеть. И сама квота очень маленькая. Ради таких объемов затевать сертификацию и перепрофилировать производство под европейские стандарты решится не каждый. Хотя, может, некоторым это будет интересно.
Сам по себе рынок ЕС большой, но и конкуренция там на порядок жестче и сложнее, чем в других странах. Поэтому там нужно хорошо работать «локтями», чтобы закрепиться на рынке. При этом нужно учитывать и реалии рынка. На сегодня у Украины хорошо получается экспортировать в ЕС кукурузу, пшеницу, и, скорее всего, это направление можно и нужно развивать. В отдельных случаях Украине бывает выгодно продавать в ЕС зерно, даже сверх квот, так как пошлины позволяют все равно найти оптимальную цену для европейских потребителей. Что же касается готовых продуктов питания, то рынок ЕС очень сложный и, по большому счету, малоинтересный. Исключение может составить сухое молоко, крахмал, мука. Хотя это тоже не совсем готовые продукты питания. Что же касается конфет и печенья, а тем более йогуртов и молочных паст, то тут еще более сложно и тяжело, так как без узнаваемого бренда тяжело продавать на рынках ЕС, а мелкие продажи — это несерьезно.
Вот это реальная картина того, что может Украина продавать из продуктов питания в ЕС, а что продавать нереально.