В течение шести месяцев с момента вступления в силу соглашения о прекращении огня на востоке Украины пользующиеся российской поддержкой отряды сепаратистов продолжали вести снайперский огонь и обстрелы вдоль линии фронта, что привело к гибели десятков украинских солдат. При этом выступившие в качестве посредников в этом процессе западные страны всячески избегали осуждений в их адрес. Затем 1 сентября пушки замолчали — как раз тогда, когда российские войска направились в Сирию. Два месяца держалось перемирие, а международные наблюдатели сообщали об успехах в выполнении соглашений об отводе тяжелых вооружений от линии соприкосновения сторон.
Сейчас российские орудия снова стреляют. На прошлой неделе ежедневно происходили десятки инцидентов, в ходе которых по украинским позициям вели огонь тяжелые минометы, «Грады», и другое оружие, якобы отведенное от линии фронта. Погибли девять украинских солдат. Доказав в сентябре свою способность прекращать стрельбу на Украине, когда это его устраивает, российский президент Владимир Путин сегодня как минимум позволил ее возобновить. Западные страны, задумавшиеся об альянсе с российским правителем на Ближнем Востоке, не могут игнорировать эти события.
Зачем России нарушать мир и спокойствие в Донецкой и Луганской областях, где она управляет группировкой из 40 тысяч боевиков, имеющих на вооружении современные танки, артиллерию и системы радиоэлектронной борьбы? Некоторые украинские руководители предполагают, что Путин стремится расстроить соглашения между Украиной и Евросоюзом о свободной торговле и либерализации визового режима, которые должны вступить в силу в ближайшее время. Другие же считают, что военное давление имеет целью вынудить Украину, Германию и Францию капитулировать и согласиться на требования Москвы в ходе продолжающихся переговоров о политическом урегулировании в регионе.
Ясно то, что Путин не отказался от своей цели восстановить российский контроль над частью или над всей Украиной. Он по-прежнему стремится ослабить прозападное правительство в Киеве. На этой неделе Кремль объявил о введении запрета на импорт украинских продовольственных товаров. Посредством мирных переговоров Путин пытается заставить Украину признать те органы власти, которые он создал на захваченных Россией территориях, а также переписать конституцию с приданием этим регионам особых полномочий. А свои вооруженные силы он использует для того, чтобы прощупывать противника и давить на него.
Украинское руководство подозревает, что путинское предложение о создании альянса с Западом на Ближнем Востоке является частью этой игры. Его беспокоит то, что за сотрудничество России с Францией и США в Сирии Запад должен будет заплатить уступками по Украине, например, отменив санкции, введенные против Москвы после ее вторжения. Срок их действия истечет в январе, если они не будут продлены. Европейские руководители заявляли, что санкции останутся в силе до полного выполнения мирного соглашения, которое предусматривает вывод российских войск. Но это было до террористических атак на Париж и до решения французского президента Франсуа Олланда протянуть руку Путину.
Похоже, что возобновленные российскими силами на Украине обстрелы никак не повлияли на инициативу Олланда. Но они должны повлиять. Если западные страны создадут в Сирии альянс с Россией, несмотря на нападения ее войск на Украину, это станет попустительством и даже потворством путинской агрессии.