Президент США Барак Обама заявил, что Россия должна принять стратегическое решение по Сирии, и что следующие несколько недель покажут, готов ли президент России Владимир Путин прекратить поддержку сирийского режима Башара аль-Асада и присоединиться к международной кампании по борьбе с «Исламским государством».
По словам Обамы, США в любом случае не согласятся на такой план политического урегулирования сирийского конфликта, в рамках которого Асад мог бы остаться у власти, поскольку его уже невозможно реабилитировать в глазах сирийцев. Пока Асад остается у власти, объединить различные повстанческие группировки для борьбы против «Исламского государства» невозможно.
«Невозможно представить, чтобы г-н Асад сохранил легитимность в стране, где большинство населения его презирает и готово продолжать борьбу, пока он не будет отстранен от власти», — заявил Обама на пресс-конференции в Куала-Лумпур в воскресенье, 22 ноября.
По словам Обамы, Путин понимает, что эта экстремистская группировка представляет собой гораздо большую угрозу для России, чем потеря союзника в лице Асада или какие-либо другие силы в этом регионе. Крушение российского пассажирского самолета в октябре окончательно убедило Путина в этом, добавил Обама.
Продвижение вперед
По словам Обамы, США и их союзники буду продвигаться вперед в своей борьбе против «Исламского государства» в Сирии и Ираке с поддержкой России или без нее. Кроме того, в Вене продолжатся дискуссии, направленные на поиски политического решения сирийского конфликта.
«Россия официально не подтвердила свою приверженность переходному процессу, предполагающему уход Асада, но они согласились с самим процессом политического перехода, — отметил Обама. — Я думаю, что в ближайшие недели станет ясно, удастся ли убедить российскую сторону изменить свою точку зрения».
Президент Франции Франсуа Олланд посетит сначала Обаму в Белом доме во вторник, 24 ноября, а затем Путина в Москве в четверг, 26 ноября, в рамках своих попыток объединить США и Россию в борьбе против «Исламского государства». Теперь, когда эта группировка взяла на себя ответственность за теракты в Париже, в которых погибло 130 человек, Олланд призвал США и Россию начать координировать их военные кампании в Ираке и Сирии.
Россия тоже стала жертвой террористов «Исламского государства». Эта группировка взяла на себя ответственность за взрыв российского самолета в небе над Египтом, в результате которого погибло 224 человека.
Миссия Олланда
Олланд попытался воспользоваться негодованием международного сообщества, вызванным крушением самолета и терактами в Париже, чтобы стимулировать его к началу более активной глобальной кампании против экстремистов. Хотя после парижских терактов США согласились увеличить объемы обмена разведданными с французами, пока Вашингтон не торопится заявлять о своей готовности присоединиться к российским военным в небе над Сирией.
По словам Обамы, эти теракты не должны спровоцировать такую искаженную реакцию, которая могла бы сыграть на руку террористам.
«Мы не смиримся с идеей о том, что нападения террористов на рестораны, театры и отели — это новая норма, — сказал он. — Мы не станем поддаваться страху и набрасываться друг на друга».
Укрепление «Исламского государства» «стало возможным отчасти из-за безответственной политики США», которая была направлена на борьбу против Асада, вместо того чтобы сосредоточиться на искоренении терроризма, как заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев в Куала-Лумпур в воскресенье, 22 ноября. Администрация Обамы отказалась прокомментировать его заявление.
Президент Обама заявил о своей уверенности в том, что США и их партнерам в конечном итоге удастся уничтожить «Исламское государство», которое продемонстрировало свою способность наносить удары далеко за пределами границ Сирии и Ирака. В воскресенье, 22 ноября, спецпредставитель Обамы в коалиции по борьбе с «Исламским государством» Бретт Макгарк (Brett McGurk) выступил в программе Face the Nation на канале CBS, где он заявил, что «мы не отступим, пока не уничтожим эту варварскую террористическую организацию».
Критики Обамы, ссылаясь на его прежние заявления, обвиняют президента в том, что он недооценил ИГИЛ и ту угрозу, которую эта группировка представляет.
Реакция республиканцев
«Он даже не обозначил, в чем будет заключаться победа», — сказал в пятницу, 20 ноября, сенатор Марко Рубио (Marco Rubio), один из кандидатов на выборах президента от Республиканской партии. Другой кандидат, бывший сенатор Рик Санторум (Rick Santorum), заявил, что Обама «начал третью мировую войну».
В еженедельном обращении от Республиканской партии член Палаты представителей от штата Аризона Марта Максалли (Martha McSally) отметила, что Обаме не хватает оперативности в этой борьбе. «Мы призываем администрацию активизироваться, — сказала она. — Серьезно отнестись к этой террористической угрозе. Борьба против ИГИЛ — это конфликт целого поколения, и сейчас, как никогда прежде, мы должны взять на себя роль лидера».
«Смертельный удар»
В воскресенье, 22 ноября, Обама не изменил своей склонности умалять значение и возможности ИГИЛ, заявив, что организатор парижских терактов не был «идейным вдохновителем», и назвав эту группировку «горсткой убийц», умеющих пользоваться социальными сетями.
«Они не могут нанести смертельный удар против США», — добавил он.
Администрация Обамы пытается добиться заключения перемирия между сирийскими оппозиционными группировками и сирийским правительством, что позволит коалиции во главе с США нанести удар по ИГИЛ. Дипломаты США, России, Ирана и некоторых других стран уже пришли к соглашению по вопросу о плане политического перехода в Сирии, согласно которому переговоры между правительством Асада и оппозиционными силами должны начаться уже к 1 января. В соответствии с этим планом, выборы в стране должны состояться в течение 18 месяцев.
Обама выступил со своими комментариями после целой недели конференций и саммитов в Азии, главным вопросом на которых стала борьба с терроризмом. На прошлой неделе, в ходе саммита Большой двадцатки, между Обамой и Путиным состоялась 35-минутная беседа, которую Белый дом назвал конструктивной.