У сторонников легализации наркотиков в Грузии есть причины для радости. Решением Конституционного суда (КС) в этой закавказской республике было отменено тюремное заключение за хранение 70 или менее граммов марихуаны. Данный вердикт, вынесенный 24 октября, создал некоторую неопределенность: наказание за хранение смягчили, но употребление марихуаны по-прежнему остается уголовно наказуемым деянием. Парламенту предстоит внести поправки в уголовный кодекс страны в исполнение решения КС.
Теперь некоторые требуют полной легализации марихуаны. Однако маловероятно, что парламент станет смягчать закон сверх того, что предписывается вердиктом КС. Не ожидается даже отмены запрета на употребление марихуаны в медицинских целях. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что пока у власти находится его коалиция «Грузинская мечта», легализации марихуаны не бывать.
Председатель Конституционного суда Георгий Папуашвили сказал EurasiaNet.org, что члены суда, рассмотрев данное дело, решили, что «жестоко» отправлять впервые совершивших правонарушение людей в тюрьму за хранение менее 70 граммов.
Общественные обсуждения вопроса о либерализации строгих законов республики в сфере борьбы с наркотиками, некоторые из которых были унаследованы еще из советского уголовного кодекса, начались после парламентских выборов 2012 года, когда к власти пришла «Грузинская мечта». Но ко времени ареста Беки Цикаришвили за хранение 69 граммов марихуаны в 2013 году никаких послаблений в законодательстве принято не было. Как впервые совершившему преступление, 28-летнему журналисту Цикаришвили грозило до 14 лет тюрьмы. В ответ он и его друзья организовали кампанию под названием «Бека — не преступник» с целью содействия проведению реформ. Он также подал иск в суд.
До 2015 года в Грузии не делалось различий между легкими и тяжелыми наркотиками, а также между просто хранением и хранением с целью сбыта. На первый раз хранение любого наркотического вещества без рецепта врача карается штрафом в 500 лари (около $209), что примерно эквивалентно четверти средней месячной зарплаты в Грузии. Осужденных во второй раз в течение одного года приговаривают к штрафу в размере 2 тыс лари ($837) или году тюрьмы. За хранение большого количества наркотиков можно получить пожизненный срок.
Юристу Цикаришвили Вахушти Менабде удалось убедить суд, что прокуратура отказалась заключить досудебное соглашение, которое позволило бы подсудимому заплатить штраф вместо тюремного заключения. «В некоторой степени действия прокуратуры обернулись против нее же. Они заставили нас обратиться в Конституционный суд. Теперь государство не считает хранение марихуаны гражданином угрозой для общества и понимает, что тюремное заключение за подобный проступок является нарушением прав человека», — заявил Менабде.
В соответствии с вердиктом КС, 17 ноября суды более низких инстанций вынесли постановления об освобождении 10 лиц, подавших прошения об отмене приговоров за хранение марихуаны. По данным заведующего исправительными заведениями ведомства, по состоянию на ноябрь в тюрьмах по обвинениям в связанных с марихуаной нарушениях пребывает еще 92 человека.
Хранение 70 граммов марихуаны для личного потребления является необычно крупным объемом. Например, в американском штате Калифорния, где в этом году отменили уголовное наказание за потребление марихуаны, за хранение свыше 28.5 граммов все еще можно получить полгода тюрьмы.
Решение Конституционного суда Грузии относится лишь к положениям законодательства, касающимся хранения в соответствии со статьей №260 уголовного кодекса республики. Судя по всему, решение КС не отменяет наказания в виде тюремного заключения за употребление марихуаны, даже если подозреваемый не был пойман с поличным. Факт потребления устанавливается путем проведения анализа мочи, ставшего обязательным по требованию полиции.
В октябре МВД Грузии внесло поправки в процедуру проведения анализов мочи. Ранее они проводились выборочно по усмотрению сотрудников полиции. Теперь обязательному анализу могут подвергаться лица, совершившие преступление, оказавшие сопротивление полиции или упоминающиеся в «оперативной информации».
Хотя юристы согласны с тем, что ситуация улучшилась, они считают, что термин «оперативная информация» является слишком размытым. По их словам, адвокатам подозреваемых не предоставляется возможность проверить подобную «информацию».
Папуашвили подчеркнул, что решение суда не освобождает впервые совершивших правонарушение лиц от ответственности за хранение менее 70 граммов марихуаны, а лишь запрещает приговаривать их к тюремному сроку. Пойманные с небольшими объемами по-прежнему будут наказываться штрафами и условными приговорами. Но если человека поймают во второй раз в течение года, то теперь уже он может получить реальный срок.
Решение суда активизировало обсуждения относительно легализации наркотиков в Грузии. Софо Вердзеули, юрист расположенного в Тбилиси неправительственного Центра изучения и мониторинга прав человека, считает, что вердикт КС распространяется и на употребление марихуаны.
«Необходимо внести поправки в уголовный кодекс. Эти положения уголовного кодекса часто используются судами, поэтому существует заинтересованность в скорейших действиях по данному вопросу», — заявила она, добавив, что постановление КС является стимулом для этого.
В июне независимый депутат парламента Гога Хачидзе внес на рассмотрение законопроект о декриминализации потребления небольших объемов марихуаны, но данная инициатива провалилась. В сентябре парламентский Комитет по правовым вопросам поддержал выдвинутое ранее предложение переписать законопроект с тем, чтобы отменить наказание в виде тюремного заключения за хранение марихуаны, но последующее решение КС, принятое восемью голосами «за» против лишь одного голоса «против», заменило собой данный законопроект и активизировало дискуссии в обществе по этому поводу.
Зампредседателя Комитета по правовым вопросам Тамара Кордзая отметила, что сейчас комитет занят внесением поправок в уголовный кодекс в соответствии с вердиктом КС. При этом она признала, что депутаты парламента не пришли к единому мнению относительно того, как далеко должны заходить эти поправки. «Одни депутаты за декриминализацию, другие согласны с решением КС, а прочие недовольны. Но главное, что парламент не может принимать законы ниже установленной КС планки».
Ряд грузинских активистов восприняли решение КС как зеленый свет для продолжения борьбы.
Оправданный подсудимый Цикаришвили учредил лоббистское движение «Белый шум», целью которого является декриминализация марихуаны. Прочие, вроде Пааты Сабелашвили, активиста и бывшего директора местного ННО Harm Reduction Network, рассматривающего потребление наркотиков в качестве вопроса в сфере здравоохранения, выступает за то, чтобы решение КС распространили на все виды наркотических средств.
Софо Вердзеули из Центра изучения и мониторинга прав человека признала, что Грузия пока далека от легализации, но настоятельно заявила, что страна преодолела крупное препятствие на пути реформирования касающихся наркотических средств законов. «Решение суда является большим шагов вперед. Этот процесс не остановишь», — заявила она.
Центр изучения и мониторинга прав человека и Harm Reduction Network получали финансирование от неправительственной организации «Открытое общество — Грузия», являющейся частью сети фондов «Открытое общество». EurasiaNet.org финансируется фондом «Открытое общество — Нью-Йорк», являющимся отдельной частью этой сети. Пол Римпл является независимым журналистом из Тбилиси.