Во вторник вечером в Вашингтоне прошла встреча французского президента Франсуа Олланда и хозяина Белого дома Барака Обамы. Это первый после терактов в Париже зарубежный визит главы французского государства, который надеется создать международную коалицию против Исламского государства Ирака и Леванта (организация запрещена в России — прим. ред.). При этом, несмотря на сопротивление многих стран-членов ЕС, Олланд заявил о намерении привлечь в эту коалицию Россию, которая, во-первых, из-за военной поддержке режима Асада привела к огромной волне сирийских мигрантов в Европу и которая, во-вторых, нарушив все нормы международного права, аннексировала Крым и сейчас продолжает военную агрессию против Украины на Донбассе.
«Это будет… напоминать сохранение лица»
Джон Хербст, экс-посол США на Украине, член Американского совета, Вашингтон:
— Можно ожидать, что в ходе этой встречи будет достигнут незначительный прогресс в создании антиИГИЛовской коалиции с Россией, потому что ни Кремль, ни Белый дом не готовы пойти на компромисс в отношении будущего Асада. На прошлой неделе Лавров сказал, что Запад должен принять Асада, между тем на прошлых выходных президент Обама заявил, что тот должен уйти. По завершении встречи в Белом доме во вторник вечером два президента могут сказать что-то неопределенное о международной коалиции, но это будет скорее напоминать сохранение лица, чем свидетельство прогресса по созданию антиИГИЛовской коалиции.
— Что ожидать Украине от визита вице-президента США Джозефа Байдена, который планируется на 7 декабря?
— Я ожидаю, что внимание Байдена будет сфокусировано на мерах по реформированию, которые должна принять Украина. Он, скорее всего, поставит проблемы в отношении Генеральной прокуратуры и судебной власти и несостоятельности президента в их решении. Поскольку бои на востоке Украины несколько стихли, растут шансы, что бюджет на следующий год может отражать популистское давление в виде сокращения налогов и увеличения расходов; миссия МВФ недавно оставила Киев неудовлетворенной состоянием бюджета, поэтому вице-президент Байден также может говорить по этой теме. Кроме этого, конечно, вице-президент выразит поддержку Украине против агрессии Кремля.
К сожалению, вряд ли президент США посетит Украину в этом году. Но вице-президент Байден большой друг Украины и его визит углубит наши отношения.
«Изменения в российской политике в отношении Сирии не приведут к изменениям в политике США относительно украины»
Стивен Пайфер, старший научный сотрудник Института Брукингза, Вашингтон:
— Когда президент Олланд встретится с президентом Обамой в Белом доме, то Сирия будет главным вопросом повестки дня. Президенты двух стран обсудят военные операции, направленные против «Исламского государства» или Daesh, в то время когда Франция значительно увеличила количество самолетов для проведения воздушной кампании. Они также будут обсуждать переговорный процесс в Вене и перспективы политического урегулирования в Сирии. Они могут также говорить о расширении двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Визиту Олланда в Вашингтон предшествует его поездка в Москву, где он встретится с президентом Путиным. Олланд и Обама, несомненно, будут обсуждать возможность расширения сотрудничества с Россией в Сирии. Представляется, что Париж заинтересован в таком сотрудничестве. Вашингтон оставляет двери открытыми, но, кажется, более скептически относится к перспективам сотрудничества с Кремлем. Главный вопрос заключается в том, будут ли россияне корректировать свою стратегию нанесения ударов по целям в Сирии. За последние семь недель, как выяснилось, большинство российских воздушных ударов были направлены на укрепление режима Асада и ориентированы против более умеренных оппозиционных групп. И только незначительное количество российских бомб были направлены против «Исламского государства». Если Москва не будет сосредоточивать свои атаки против Daesh, то будет очень трудно увидеть усиление сотрудничества между российскими и западными военными операциями.
Возможно, Кремль надеется, что более тесное сотрудничество в Сирии ослабит западную поддержку Украины или приведет к ослаблению экономических санкций. Американские чиновники утверждают, что Сирия и Украина — это два абсолютно отдельных вопроса и изменения в российской политике относительно Сирии не приведут к изменениям в политике США относительно Украины. Немецкие и другие европейские чиновники и дальше подтверждают, что санкции будут ослаблены только в случае, когда Минские соглашения будут выполнены в полном объеме.