Весь мир на днях обошли кадры, на которых сирийские боевики уничтожают из противотанкового ракетного комплекса BGM-71 TOW оставленный и поврежденный российский вертолет.
В начале октября этого года Фрэнк Гарднер, корреспондент BBC, ссылаясь на свой неназванный источник среди официальных лиц Саудовской Аравии, сообщил, что саудиты поставили Свободной сирийской армии еще одну, уже очередную, партию из 500 ракет для противотанковых ракетных комплексов. Эту новость тогда подхватили все мировые СМИ, и возник резонный вопрос: сколько противотанковых ракетных комплексов находится на руках у сирийских боевиков, как они их получают и не похоже ли вооружение сирийской оппозиции в ее борьбе против советской и росссийской бронетехники, имеющейся у сил Асада, на вооружение моджахедов во время их войны против СССР в Афганистане? Днями позже США сбросили «умеренной» оппозиции в Сирии 50 тонн оружия, утверждая, что этот груз состоит из легкого стрелкового оружия и боеприпасов к нему. Не все поверили.
The Washington Post пишет, что американские противотанковые ракетные комплексы поставляются в Сирию боевикам уже на протяжении двух лет по секретной договоренности между США и их союзниками в регионе. С началом активного участия России в войне в Сирии и предпринятым наступлением сил Асада, поставки противотанковых ракетных комплексов резко возросли. Их в Сирии теперь называют «укротители Асада», и они сыграли важную роль в замедлении темпов наступления сирийских правительственных сил и их союзников.
The New York Times цитирует слова одного из полевых командиров, чья группировка активно использует противотанковые ракетные комплексы: «Мы получаем все, что нам необходимо и когда нам необходимо». В начале октября в сети появилось как минимум 34 видео с изображением использования противотанковых ракетных комплексов по сирийской армии. Десятки танков были уничтожены. Эти дни попали в летопись войны как время «побоища танков». The New York Times уточняет, что программа поставок работает с 2013 года, что ЦРУ безусловно в курсе, куда поступает оружие через Саудовскую Аравию и других союзников. Причем эта программа ЦРУ, по данным газеты, стоит дороже, чем бесславная программа Пентагона в 500 миллионов долларов по поддержке «умеренной» оппозиции.
The Telegraph в свою очередь отмечает, что с началом российской кампании в Сирии использование противотанковых ракетных комплексов выросло на 800%.
Помимо прямого сброса грузов с оружием с воздуха, физические поставки идут как через Иорданию, так и через Турцию, где выбор группировок для поставок курирует ЦРУ. Естественно, все страны отрицают свое участие, хотя расследования журналистов приводят к интересным версиям. Например, журналисты The New York Times предполагают участие транспортных самолетов ВВС Иордании в перевозке оружия из Хорватии и передаче его Свободной сирийской армии через свою границу.
Третий косвенный канал — поставки противотанковых ракетных комплексов иракским вооруженным силам напрямую из США. Американцы поставляют иракцам свои BGM-71 и шведские AT-4. Еще летом в Ирак американцами были поставлены две тысячи ракет только к AT-4.
Какая часть из всего этого (а также российские «Корнеты», которые иракцы используют в боях с сентября 2014 года) в качестве трофеев попадает в руки исламистам после боев с иракской армией и уходит в Сирию, — трудно сказать.
В России в СМИ в последнее время много пишут, ссылаясь на «источник, знакомый с ситуацией», что «общее количество переданных исламистам TOW исчисляется сотнями штук».
Но та же The New York Times отмечает, что только в 2013 году и только одна Саудовская Аравия закупила 13 тысяч ракет для этих комплексов, а полевые командиры комментировали октябрьскую поставку 500 ракет как каплю в море. По другим данным, саудиты закупили 15 тысяч ракет, а до этого поставки ракет шли из США в Турцию.
Также вдобавок к этому и Катар поставляет сирийским боевикам как китайские комплексы HJ-8, так и европейские комплексы MILAN.
Не стоит недооценивать количество противотанковых ракетных комплексов и ракет к ним в руках боевиков.