Нет ничего удивительного, что российский штурмовик Су-24 был сбит в районе турецко-сирийской границей. Машина дважды пересекла выступ турецкой границы, хотя само нарушение продолжалось секунды.
«Сушка» была предупреждена 10 раз турецкими летчикам, перед тем как они выпустили по ней ракету. Одного летчика очевидно убили про-турецкие повстанцы. Второго спасли. Вертолет, пытавший спасать российских пилотов, был сбит противотанковой ракетой.
Эту трагедию можно было предотвратить. Турция жаловалась в Совбез ООН аж в начале октября, когда самолеты российского экспедиционного корпуса в Сирии нарушали её воздушное пространство.
Турция дважды вызывала российского посла для заявления демарша. Анкара собирала совет НАТО. Я предсказал, что в небе над Сирией будет сбит самолет в интервью Джерусалем Пост в начале ноября. И что? Россия не прислушалась.
НАТО заявила о поддержке Турции. США сказали, что Турция имеет права защищать свои границы.
Между прочим, все помнят о многократных нарушениях воздушного пространства стран Балтии – членов НАТО, в последние несколько лет.
Полеты российских ВВС без опознавательных знаков и без сигнала «свой-чужой», опасные приближения к авианосцам и кораблям в Черном море и на Тихом Океане. Сколько веревочке не виться… И на кого теперь пенять?
Но ни Соединенным Штатам, ни России, ни Турции война не нужна. Всем есть, чего терять. И до, и после терактов в Париже главным врагом был и остается ИГИЛ. Для Америки, развал коалиции против ИГИЛа с участием Турции подтолкнет Францию к сотрудничеству с Россией.
И тут могут быть вопросы к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Для Турции столкновение с Россией сулит мало хорошего. Анкара озабочена ростом российской военной мощи в Крыму и в Сирии, чувствуя себя зажатой, как начинка сэндвича, между двумя военными группировками.
Россия, поддерживая Асада, ставит под угрозу главную цель президента Эрдогана – подчинить суннитской гегемонии Сирию, историческую провинцию Османской империи.
В прессе слишком много сообщений о поддержке Турцией радикальных суннитских группировок, чтобы их просто игнорировать. Этим объясняется и очень сдержанная реакция США.
Анкара потеряет миллиарды евро от прекращения потока российских туристов в Турцию. Газопровод «Турецкий поток» скорее всего не осуществится, лишив турков еще миллиардов долларов за транзит и перепродажу газа.
Под вопрос может быть поставлен и проект Росатома – четыре ядерных реактора в Ак Куйю.
Для России необходимо работать с коалицией против ИГИЛ, чтобы остаться крупным игроком в Сирии. Сотрудничество с коалицией необходимо в национальные интересы всех ее членов и России, так как ИГИЛ уже объявил о создании «Северо-кавказского вилайета».
Более того, Кремль любит говорить о соблюдении международного права. Но оно предусматривает нерушимость границ и воздушного пространства государств. Включая Турцию. Необходимо, как говорил Михаил Сергеевич, «углУбить и расширить» меры по пресечению конфликтов в воздушном пространстве Турции. Пока нет соответствующих соглашений, залетать на её территорию нельзя.
Следует создать виртуальную систему воздушного контроля, чтобы каждая сторона могла следить за действиями других: сегодня в небе над Сирией летают ВВС: США, России, Сирии, Великобритании, Франции, Израиля, и Турции.
Плюс гражданская авиация. Это – летающая авиакатастрофа. Телефонные красные линии необходимы не только между военными России и США и России и Израиля – они уже работают – но между всеми участниками этого трагического конфликта.
Только согласие между сторонами по поводу стратегических целей интервенции в Сирии предотвратит дальнейшие катастрофические последствия, включая вероятное военное столкновение. А оно не нужно ни-ко-му!
Ариэль Коэн – Директор-основатель Центра энергии, природных ресурсов и геополитики (CENRG) Института анализа глобальной безопасности, и Директор International Market Analysis – компании, занимающейся развитием бизнеса и политическими рисками в области энергии и природных ресурсов. Kоэн учился в Гарвардском университете и получил степень магистра и докторат во Флетчерской школе дипломатии и права (Университет Тафтс).