После того, как турки уничтожили на границе с Сирией российский военный самолет Су-24, в России поднялась настоящая антитурецкая буря. На встрече с королем Иордании Абдаллой II Владимир Путин расценил уничтожение российского самолета как «удар в спину». Президент РФ заявил, что это «трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений».
После этого МИД России заявил, что министр иностранных дел Сергей Лавров отменил запланированный на 25 ноября визит в Анкару, а послу Турции было сделано жесткое предупреждение по поводу произошедшего. Позже стало известно, что Россия прекратила сотрудничество с Турцией в военной сфере и запретила ввоз белого мяса из этой страны.
Антитурецкие настроения усилились также на политическом и общественном уровнях. Накануне группа депутатов Госдумы предложила президенту Путину разорвать дипломатические отношения с Анкарой. А руководитель Либерально-демократической партии Владимир Жириновский заявил, что Россия в ответ на уничтожение самолета должна начать поддерживать курдов в Сирии и Турции в их борьбе с турецкой армией.
Затем в Москве атаковали посольство Турции. Группа демонстрантов закидала здание посольства камнями, разбила окна, облила стены краской. Российский сегмент социальных сетей наводнен антитурецкими записями, угрозами и призывами. Одним словом, Россия получила крайне болезненный удар от Турции, которую считала своим стратегическим партнером, и не может придти в себя от случившегося.
Боль оказалась настолько сильной, что и народ, и власти РФ наконец-то прозрели. Значит, надо было потерять самолет и летчика, чтобы на всех уровнях понять очевидную истину: Турция превратилась в страну, покровительствующую международному терроризму. До этого инцидента Турции прощалась нелегальная торговля нефтью с Исламским государством, обеспечение свободного передвижения для крайних исламистов из Сирии и Ирака.
Нужно было сбить самолет в Сирии, чтобы российские эксперты, политологи и политические деятели наконец-то признали, что именно Россия в свое время стала причиной обретения Турцией своих нынешних границ, которые были очерчены в результате подписания в 1921 году заговорщических по отношению к армянскому народу Московского и Карского договоров.
И, наконец, нужен был подобный трагический инцидент, чтобы в России поняли, что Турция продолжает оставаться для нее враждебной и не внушающей доверия, какой она была на протяжении всей российской истории, вплоть до окончания Второй мировой войны.
На протяжении многих месяцев армянская общественность, за исключением министра иностранных дел Эдварда Налбандяна, кричала о том, что Азербайджан сбил армянский самолет российским оружием, что позиции армянских сил и армянские населенные пункты подвергаются артиллерийскому обстрелу главным образом из оружия, приобретенного у России, и что сделка с Азербайджаном стала в буквальном смысле ударом в спину Армении.
Тогда российские политики, эксперты и официальные лица, которые сегодня расценивают уничтожение своего самолета Турцией как удар в спину, хладнокровно и с особым цинизмом отвечали, что продажа оружия Азербайджану — это бизнес, не имеющий ничего общего с их союзническими обязательствами перед Арменией. Фактически сейчас Турция говорит с Россией на языке бизнеса. И, согласно этой логике, у русских не должно быть повода обижаться на эту страну. В конце концов, Анкара сейчас заявляет, что ничего против России не имеет. Какая разница, российский самолет уничтожается ВВС Турции, считавшейся союзнической для РФ страной, или самолет Армении, считающейся союзником РФ, уничтожается проданным Азербайджану зенитно-ракетным комплексом российского производства. Суть и трагические последствия этих событий одни и те же.
Россия фактически вынуждена платить огромную цену за то, что руководствуется больным восприятием. Турция объяснила России то, что Армения не смогла донести до нее простым человеческим языком. Это не злорадство. Это всего лишь слабая надежда на то, что хотя бы после такого сильного разочарования и шока Россия пересмотрит свои приоритеты и по-новому оценит отношения с Арменией. Потому что, если в этом регионе Москва и имеет точку опору, то это только Армения. В то же время этот инцидент, возможно, и Ереван заставит вести себя более жестко и требовать от России с большей серьезностью относиться к союзническим обязательствам перед Арменией.
Но это всего лишь слабая надежда. Потому что под воздействием переменчивых «всесильных» интересов в политике память бывает короткой, а боль быстро проходит. В случае же с Турцией Россия проявила непростительную близорукость и подверженность «склерозу». Понятно, что это всего лишь очередной водоворот истории. Водоворот, за который приходится расплачиваться армянскими интересами и территориями и который, возможно, заставит Армению хотя бы на этот раз проявить достаточный прагматизм, чтобы в очередной раз не стать разменной монетой для России.
P.S. В передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым», которая выходит в эфир на телеканале «Россия», Владимир Жириновский рассказал, как Россия может вновь использовать армянский фактор: «Дайте оружие армянам, и они пойдут к турецкой границе. Армяне все сделают, только надо сказать им: имеете право, мы за вашей спиной. Они с курдами дойдут до Стамбула».