Учитывая недавние события, в этой статье — как и предыдущей статье, где мы рассматривали пять турецких систем вооружения, которых должна опасаться Россия — мы перечислим те виды вооружений, которые при проведении ограниченных военных операций в Сирии и на восточном Средиземноморье может использовать Россия. В этой связи мы не будем в данном аналитическом обзоре рассматривать российские баллистические ракеты или базирующееся в Турции тактическое ядерное оружие США, поскольку в условиях «ограниченной вовлеченности» они, в сущности, бесполезны.
Многофункциональный фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 и управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27/РВВ-АЕ
С 2008 года многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34 (по кодификации НАТО — Fullback «Защитник») начали поступать на вооружение вместо более старых моделей фронтовых бомбардировщиков Ту-22M и Су-24. Су-34 оснащен новейшей системой управления огнем, радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой и мощной системой подавления радиоэлектронных средств. По сравнению с турецким F-16 Су-34 может брать на борт больше снарядов и топлива, что обеспечивает ему большую дальность полета. В настоящее время в России на вооружении имеется более 80 фронтовых бомбардировщиков Су-34, около 15 из которых базируются в Сирии.
Однако Су-34 становится еще более смертоносным противником, если учесть, что он вооружен управляемыми ракетами средней дальности Р-27 (по классификации НАТО АА-10 Alamo) и РВВ-АЕ (по классификации НАТО AA-12 Adder) класса «воздух-воздух». Особое беспокойство турецкой стороны в условиях воздушного боя может вызывать ракета РВВ-АЕ, дальность действия которой составляет 100 километров — в сравнении с турецкими ракетами средней дальности (производства США) AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух» с дальностью действия всего около 50 километров.
Наземный комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-4»
«Красуха-4» представляет собой новейшую систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ), находящуюся на вооружении российской армии. Возможности этой широкополосной многофункциональной платформы позволяют подавлять наземные радиолокационные станции, бортовые радиолокационные комплексы (особенно с системами дальнего радиообнаружения и наведения AWACS) и низкоорбитальные спутники. По некоторым данным, комплекс РЭБ «Красуха-4» способен вызвать серьезные повреждения радиоэлектронных систем противника.
Российский контингент в Сирии, по некоторым предположениям, имеет в своем распоряжении комплекс «Красуха-4», дальность действия которого, как известно, составляет 300 километров, благодаря чему он обладает преимуществом по сравнению с турецкой наземной системой радиоэлектронного подавления KORAL. Комплекс «Красуха-4» способен «ослепить» системы AWACS, которыми оснащены турецкие самолеты Peace Eagle, и существенно затруднить турецким ВВС получение информации с воздуха об обстановке в восточном Средиземноморье и Сирии, а также лишить их возможности координировать взлеты по тревоге своих истребителей и осуществлять перехват российских самолетов.
Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант»
Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» (по кодификации НАТО — класс «Слава») — это в высшей степени эффективная платформа для проведения надводных боевых операций и противовоздушной обороны. Крейсеры проекта «Атлант» являются «плавучими крепостями» — они оснащены 16-ю противокорабельными крылатыми ракетами П-500 «Базальт», зенитно-ракетным комплексом C-300ПМУ-2 «Фаворит» с боекомплектом из 64 ракет большой дальности, двумя установками «Оса-М» с ракетами малой дальности класса «поверхность-воздух», трехкоординатными РЛС обнаружения и слежения, а также загоризонтными РЛС. После гибели российского Су-24 головной крейсер этого класса — «Москва» — заступил на боевое дежурство в прибрежной части сирийского порта Латакия, что представляет серьезную угрозу для дальнейшего проведения Турцией воздушных операций в восточном Средиземноморье.
Однако с крейсером проекта «Атлант» есть свои проблемы. Например, угрозу для Турции может представлять только крейсер «Москва», поскольку подобные корабли этого проекта — «Маршал Устинов» и «Варяг» — числятся в составе соответственно Балтийского и Тихоокеанского флотов. Но что более важно, у этих крейсеров нет достаточно эффективных средств противолодочной обороны (ПЛО), способных отражать атаки таких турецких субмарин, как бесшумные и смертоносные подлодки класса Gür. Что же касается сторожевых кораблей ВМФ России проекта 1135 «Буревестник» (по кодификации НАТО — Krivak I, II), сопровождающих крейсер «Москва» на боевое дежурство для обеспечения ПЛО (так в тексте, — прим. перев.), то их возможности представляются весьма спорными.
Войска специального назначения
Войска специального назначения — это общее обозначение российских спецподразделений. Эти отряды хорошо подготовленных оперативных сотрудников могут выполнять широкий спектр военных операций, в частности, вести разведку, подрывную деятельность, осуществлять диверсии, вести партизанскую войну и осуществлять санкционированные убийства. Свои оперативные навыки и мужество спецназ продемонстрировал совсем недавно, представ в качестве «зеленых человечков» во время внезапного вторжения в Крым в феврале 2014 года и в ходе последовавших за этим военных действий на востоке Украины, благодаря чему Россия стала явным победителем.
Российские элитные подразделения спецназа на данный момент могут представлять для Турции наиболее явную и непосредственную опасность. На фоне того, как на юго-востоке Турции усиливается борьба Анкары с военизированной повстанческой организацией «Рабочая партия Курдистана» (РПК), и при этом в страну по-прежнему прибывают беженцы из Сирии, совершенно не исключено, что прекрасно подготовленные российские спецназовцы проникнут на территорию Турции и устроят там беспорядки и разгром.
Силы и средства ведения кибернетической и психологической войны
Во время каждого из недавних международных кризисов, в которых участвовала Россия, противники Москвы подвергались массированным кибератакам. В 2007 году во время кризиса в отношениях с Эстонией, в ходе войны Северной Осетии с Грузией в 2008 году, а также оккупации Крыма и войны на востоке Украины в 2014-2015 годах Россия продемонстрировала свое серьезное конкурентное преимущество — как в качественном, так и в количественном отношении. А с учетом способности Москвы вести психологическую войну — манипулировать средствами массовой информации, подстрекать местное население и деморализовать силы противника — было бы разумным, если бы Турция обратила внимание на эти силы и средства, имеющиеся у России.
Мы надеемся, что Турция и Россия примут меры для снижения напряженности в Сирии. Война — даже ограниченного масштаба — нанесет слишком большой ущерб обеим сторонам. Но если Анкара и Москва выведут противостояние на новый уровень, то эти пять систем вооружений обеспечат России уникальные преимущества.