В течение последних нескольких лет масштабные многосторонние санкции были направлены против режимов, которые угрожали глобальной системе безопасности, от России до Северной Кореи и Ирана. Китай не был ни разработчиком, ни мишенью этих санкций. Гораздо чаще он занимал позицию вынужденного партнера США и Евросоюза. Однако Пекину удалось — хотя, возможно, и непреднамеренно — извлечь существенную выгоду из этих санкций, и, скорее всего, он продолжит ее извлекать в ближайшем будущем.
В прошлом году западные санкции, введенные в связи с агрессией Москвы на востоке Украины, ограничили доступ российских банков и энергетических компаний к американскому и европейскому рынкам капитала. Это произошло как раз в тот момент, когда цены на энергоресурсы начали стремительно падать. Россия обратилась к Китаю за поддержкой, но обнаружила, что Китай намеревается вести жесткую игру, вынуждая Москву согласиться на довольно невыгодные для нее условия, чтобы заключить две крупные сделки на поставки энергоресурсов. К примеру, цена за газ, который будет поставляться в Китай по газопроводу «Сила Сибири», составила 10–11 долларов за кубический фут, то есть оказалась ниже цены в 12 долларов, которую «Газпром» считает безубыточной, и едва покрыла расходы на разработку в условиях стабильных цен на нефть в прошлом году.
На фоне текущих низких цен на энергоресурсы и снижения темпов роста спроса в Китае Пекин возобновил переговоры по этим газовым сделкам. Учитывая непрекращающееся давление западных санкций на Россию, Китай сможет добиться более выгодных для себя условий.
Одна из таких развивающихся платформ — Международная платежная система Китая (CIPS), которая может действовать вне юрисдикции западных санкций. Она представляет собой зарождающуюся альтернативу системе Swift, международной межбанковской системе с главным офисом в Брюсселе, которая реализует санкции Евросоюза в границах своей глобальной сети. Использование системы CIPS позволит платежам, связанным с Китаем, проходить вне юрисдикции санкций США и Евросоюза.
Теперь, когда переговоры по иранской ядерной программе идут полным ходом и часть санкций против этой страны уже были сняты, Пекин будет рассматривать новые возможности для инвестиций и торговли с Тегераном.
Возможно, у Китая нет тех технологических преимуществ, которые есть у западных компаний и которые так ценит Иран, но у него есть капитал и нереализованный потенциал. И в то время как крупнейшие западные банки и энергетические компании все еще с осторожностью относятся к инвестициям в Иран, китайские компании могут оказаться намного менее подозрительными. Они не обременены необходимостью соблюдать санкции, терпимее относятся к высокому риску иностранных инвестиций и не слишком заботятся о последствиях партнерства с Тегераном для репутации. Иран также является одним из звеньев китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Даже после реализации ядерного соглашения с Ираном, некоторые санкции будут сохранены, что не позволит использовать доллар в процессе торговли с Ираном. Это дает Китаю еще одно финансовое преимущество перед его международными конкурентами, потому что единственное место за пределами юрисдикции США, где идет активный клиринг доллара, это Гонконг. Это значит, что банки Гонконга смогут проводить клиринг по сделкам Ирана в самой востребованной конвертируемой валюте мира, не попадая в границы юрисдикции США. Ни один банк в мире не сможет сделать этого, не нарушив американских санкций.
Последствия этих санкций не смогут привести Китай к господству в глобальной финансовой системе. Повсеместная коррупция, непрозрачность китайских финансовых рынков, сомнения в силе законов и отсутствие гладкости в процессе перебалансировки экономики заставляют опытных инвесторов с осторожностью относиться к Китаю. Ничто всерьез не угрожает ценности, надежности и авторитету доллара. Более того, в ближайшее время Китаю не удастся лишить Америку статуса самой крупной, стабильной и ликвидной финансовой системы в мире.
Однако санкции, несомненно, стали достаточно мощным стимулом для амбиций Китая. Вашингтон, Лондон, Париж и Берлин не рассчитывали на это, однако этот процесс продолжится, поскольку постоянно обновляющиеся санкции США ускоряют и расширяют возможности для финансовых предпринимателей и институтов за пределами Запада.
Американские и европейские политики должны помнить о побочных эффектах западных санкций. Им и западным финансовым институтам, таким как Международный валютный фонд, стоит сделать Китай партнером в глобальной архитектуре безопасности. Это продемонстрирует Пекину преимущества работы внутри международной финансовой системы и лишит энтузиазма тех игроков, которые пытаются обойти санкции.