События, которые привели к блокаде Крыма, с самого начала вызвали у немецких политиков сдержанную, но негативную реакцию. Спустя сутки после прекращения энергоснабжения из-за подрыва опор линий электропередач немецкое правительство устами своего спикера выразило надежду, что электроснабжение будет возобновлено, а «политический конфликт» не будет решаться «за счет жителей Крыма».
Осторожные комментарии
Решение украинского правительства ввести уже официальную, а не гражданскую блокаду, запретив перевозки грузов на полуостров, немецкая сторона осторожно прокомментировала. Депутат бундестага и председатель германо-украинской парламентской группы Карл-Георг Велльман в своем интервью DW призвал Киев не обострять ситуацию вокруг Крыма, отметив, что такое давление на Россию не станет решением проблемы.
Разговаривая с журналистами немецкой газеты Osnabrücker Zeitung, он возложил ответственность за новую эскалацию конфликта на украинское правительство и заявил, что, судя по всему, Киев добивается ее сознательно.
Последнее высказывание даже заставило отреагировать украинских дипломатов. Посол Украины в Германии Андрей Мельник выразил удивление словами Эрлера. Обвинение Киева в этом случае является неправомерным, уверен Мельник. А официальная реакция Германии должна была бы быть более сдержанной, заявил посол.
Корень недовольства
Главной причиной, которая вызывает недовольство немецких политиков, является риск для мирного процесса между Украиной и Россией. Так, Велльман, рассказывая о возможных угрозах, упомянул даже перспективу полномасштабного военного конфликта.
«Всегда были опасения, что будет пробиваться сухопутный коридор от Мариуполя до Крыма и Одессы. И поэтому не нужно давать поводов. В 21 веке необходима деэскалация и политическое решение, а не бойкот», — уверен немецкий депутат.
Военной эскалации опасается и Эрлер, для которого действия Украины являются следствием сознательной стратегии нагнетания, согласованной на высшем уровне. В то же время правительственный уполномоченный по сотрудничеству с Россией обвиняет украинское правительство в том, что оно не контролирует, например, общественную товарную блокаду, которая продолжается с сентября текущего года и была организована, прежде всего, крымскими татарами. Об этом Эрлер заявил в своем комментарии для DW. Неспособность власти сохранить монополию на насилие, по его мнению, является следствием слабости.
Правительственный уполномоченный также допускает, что курс на обострение выбран украинской властью из-за необходимости объяснить нежелание Киева исполнять все пункты минских соглашений. «Если, например, посмотреть на вопрос изменений к конституции, для которых необходимо большинство в две трети голосов, то эскалация может помочь создать ситуацию, когда можно сказать: «Так, в этой напряженной ситуации мы не можем воплотить в жизнь следующие пункты минского соглашения», — объясняет Эрлер.
Незабытый Крым
По мнению эксперта Европейского центра политики Пола Ивана, такая реакция Берлина является целиком спрогнозированной. Естественно, что политики ЕС будут пытаться успокоить обе стороны. Никто не выиграет от роста напряженности и риска эскалации, считает Иван. Поэтому Европа будет играть роль сдерживающего фактора.
Понятными для эксперта являются и причины поведения Киева. «Две страны находятся в состоянии войны, мы видим, что боевые действия на востоке Украины не закончились, поэтому меры такого характера являются частью той же игры», — уверяет Иван. Не менее важным фактом является, по мнению эксперта и то, что требования Киева относительно освобождения политических заключенных и прекращения нарушения прав человека в Крыму являются целиком легитимными.
Тем не менее Эрлер также не сомневается в том, что эта тема является очень важной, но не согласен с тем, что блокада — это верный путь. По его словам, в Берлине хорошо знают о сложном положении меньшинства крымских татар в Крыму, и это всегда остается предметом политических переговоров и публичных заявлений.
Более амбициозный вопрос возвращения Крыма сейчас вообще не стоит на политической повестке дня, уверяет правительственный уполномоченный. Запад сейчас видит приоритет мирного процесса на востоке Украины, ведь конфликт уже стоил жизни восьми тысячам человек. «Что не значит, что об этом (вопрос Крыма. — Ред.) кто-нибудь забыл», — добавляет Эрлер.
Стратегия возвращения
Но успешная стратегия Киева относительно Крыма как раз должна содержать в себе возвращение этой темы в повестку дня.
По крайней мере такой точки зрения придерживается глава правления украинской общественной организации «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко. По его словам, необходимо изменить позицию российской стороны, согласно которой вопрос Крыма является закрытым. «Нужно заставить Россию говорить на любую тему: права человека, поставки и так далее. Это должно быть тактическим заданием — заставить их согласиться с тем, что аннексия Крыма не является безусловным фактом», — рассуждает Яременко. Угрозу военной эскалации из-за энергоблокады он считает манипуляцией и элементом информационной войны.
Однако немецкие политики рассматривают эту ситуацию под другим углом зрения. Велльман сравнивает ее с Западным Берлином, в котором он вырос. «Ребенком я никогда не думал, что дождусь объединения Германии. Можно найти европейское решение как для Украины, так и для Крыма. И нельзя разрешить похоронить его теперь с помощью мерения силой», — говорит депутат.