Парижская конференция, посвященная климатическим изменениям, пройдет в выставочном комплексе «Ле Бурже» с 29 ноября по 11 декабря 2015 года. Цель конференции состоит в том, чтобы подписать новое всеобъемлющее и юридически обязательное глобальное соглашение по климату на период после 2020 года и не допустить роста средней температуры атмосферы планеты более чем на 2°C.
Эта, на первый взгляд весьма загадочная, аббревиатура — COP21 — на самом деле является ключом к судьбе грядущих поколений жителей нашей планеты. Расшифровывается она как «21st Conference of the Parties» или же, если следовать русскому варианту ооновского птичьего языка, как «21-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата». Председательствовать на ней будет министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус (Laurent Fabius), который незадолго до начала саммита уже заявил, что конференция «будет иметь жизненно важное значение для будущего Земли».
Бруно Оберле (Bruno Oberle), директор Федерального Ведомства Швейцарии по вопросам окружающей среды («Bundesamt für Umwelt» — «BAFU»), накануне Парижской конференции излучал уверенный оптимизм. «Впервые в истории достигнут широкий консенсус на предмет необходимости перехода на новый курс в области борьбы с потеплением климата. С этим согласны даже такие ведущие державы мира, как США и Китай», — подчеркнул он в разговоре с порталом swissinfo.ch.
О чем пойдет речь в Париже?
Если коротко, то на повестке дня парижского саммита стоят два основных вопроса. Во-первых, каким образом можно было бы качественно сократить объемы парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Во-вторых, как можно было бы помочь развивающимся странам в разработке и реализации эффективной политики в области климата.
Общая цель конференции состоит в создании договорно-правовой базы, опираясь на которую, мировое сообщество смогло бы в средне- и долгосрочной перспективе ограничить рост средней температуры земной атмосферы 2 градусами Цельсия по сравнению с периодом, предшествующим началу эпохи индустриализации. Почему именно 2 градуса стали критическим рубежом?
Такое решение было принято на основе информации, предоставленной Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК, англ. Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), организации, созданной для оценки риска глобального изменения климата, вызванного антропо- и техногенными факторами. В частности, МГЭИК убеждена, что потепление, превышающее показатель в 2 градуса, имело бы для планеты самые катастрофические последствия.
В этой связи организаторы парижского саммита рассчитывают, что по итогам Конференции удастся, впервые с момента проведения «Саммита Земли» в Рио, подписать всеобъемлющий и юридически обязательный документ по климату на период после 2020 года, то есть на время после завершения Второго периода обязательств по Киотскому протоколу. При этом, в отличие от того же Киотского протокола, подписать это новое соглашение должны будут все страны мира без исключения.
«Каждая страна должна предпринять усилия для движения именно в этом направлении», — говорит Франц Перрез (Franz Perrez), посол по особым поручениям и руководитель швейцарской делегации, принимающей участие в парижском саммите. Кроме того, с его точки зрения, в новое климатическое соглашения необходимо в обязательном порядке встроить «контрольно-мониторинговый параграф», который обязывал бы регулярно «подводить промежуточные итоги» и выявлять степень реальной реализации принятых в Париже решений. «Оптимальнее всего было бы делать это раз в пять лет», — говорит швейцарский дипломат.
Почему так важна Парижская конференция?
По последним данным концентрация парниковых газов (прежде всего углекислого газа) в атмосфере северного полушария в 2014 году впервые перешагнула рубеж в 400 ppm (parts per million / частей на миллион). Тем самым данный показатель достиг наивысшего уровня с момента начала регулярного наблюдения за состоянием атмосферы, не говоря уже о том, что первое десятилетие 21-го века вообще оказалось самым теплым за последние 10 тысяч лет.
Существуют и другие довольно тревожные данные. Так, начиная с 1880 года средняя температура земной атмосферы росла непрерывно и увеличилась на 0,85 градусов Цельсия. Некоторые климатические модели предсказывают даже, что к концу 21-го столетия температура может, в наихудшем случае, вырасти на 5 градусов, что будет иметь для планеты и для человеческой цивилизации катастрофические последствия.
Некоторые города могут стать жертвой процесса подъема уровня мирового океана, а попросту, их затопит и никакие дамбы не помогут. Экстремальные погодные аномалии (засухи, периоды чрезвычайного зноя, наводнения в результате чрезмерных осадков) могут стать не редким, но постоянным явлением, что нанесет серьезный удар по продовольственной безопасности человечества.
Поэтому если оно хочет избежать такой незавидной судьбы, то ему следовало бы начать действовать уже сейчас. Уточним, что мы уже не сможем не дать процессу потепления достичь уровня 2-х градусов, поэтому единственное, что еще сейчас можно сделать — это не допустить еще более значительного разогрева атмосферы. И чем дольше человечество будет топтаться на месте и ничего не делать, тем сложнее и дороже будет отстоять этот рубеж и сократить объемы выбросов парниковых газов.
Кто принимает участие в Конференции?
В Париж приедут делегаты из всех стран Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а таковых сейчас насчитывается 195. Отдельная делегация будет представлять Европейский Союз. Таким образом, общее число участников саммита может достичь 4 тыс. человек, к которым следует еще добавить несколько десятков глав государств и правительств, включая президента США Барака Обаму и председателя КНР Си Цзиньпина.
Швейцария будет представлена президентом Симонеттой Соммаругой (Simonetta Sommaruga) и министром экологии, транспорта и коммуникаций страны Дорис Лойтхард (Doris Leuthard). Дискуссии пройдут в группах и подгруппах, специализирующихся на различных целях и задачах. Швейцария будет руководить «Группой по этическим вопросам, возникающим в рамках выполнения климатических целей» («Environmental Integrity Group» — «EIG»). В ее состав входят, кроме Швейцарии, Княжество Лихтенштейн, Мексика, Княжество Монако и Южная Корея.
Таким образом, как отмечает Бруно Оберле, речь идет об очень маленькой, но при этом в высшей степени «пёстрой» группе, которой вполне под силу сыграть в рамках парижского саммита немаловажную роль. «Это единственная группа, в которой участвуют как развитые, так и „пороговые“ страны. И если мы сможем выработать какие-то компромиссные решения, то довольно велики шансы, что такие локальные результаты смогут стать одной из основ компромиссных решений глобального уровня».
Каков договорно-правовой базис Парижской конференции?
Накануне климатической конференции в Париже ООН призвала все страны-участники Рамочной конвенции ООН об изменении климата сформулировать и представить свои так называемые INDCs (Intended Nationally Determined Contribution) или «Национальные пакеты мер по уменьшению выбросов углекислого газа на период после 2020 года». На данный момент такие «пакеты» сформулировали 160 стран из 195. Швейцария, одной из первых стран в мире, сформулировала и представила свои цели еще в феврале 2015 года.
Действующее законодательство Швейцарии предписывает в период до 2020 года добиться сокращения объемов выбрасываемых в атмосферу парниковых газов на 20%, что было бы эквивалентно возвращению к ситуации 1990-го года. Швейцария, однако, не намерена ограничиваться официальными климатическими целями, и планирует в период до 2030 года сократить эмиссию парниковых газов на 50% (по сравнению с 1990 годом), а в период до 2050-го года на 70-85%.
Достаточно ли всего этого, чтобы удержать рубеж 2-х градусов? По мнению «Climate Action Tracker», организации независимых ученых-климатологов, «поезд уже ушел» и атмосфера будет разогреваться и дальше, добравшись до средней температуры, которая будет превышать среднюю температуру атмосферы в период накануне начала процесса индустриализации на 2,7 градуса Цельсия. «Это, конечно, совершенно недостаточно, но это гораздо лучше, чем разогрев на лишние 4 или 5 градусов», — говорит Исполнительный Секретарь РКИК Кристиана Фигерес (Christiana Figueres).
Какие вопросы остаются открытыми?
В настоящее время в мире существует большой разброс мнений на предмет того, откуда вообще взялось потеплнение, кто несет за него историческую ответственность и как следовало бы распределить нагрузки в борьбе с его негативными последствиями. Представители развивающихся и «пороговых» стран считают, например, что основная ответственность лежит на промышленно развитых странах, которые, со своей стороны, убеждены в том, что различие между «бедными» и «богатыми» странами в рамках климатической проблематики какой-либо роли уже не играет.
Такой же позиции придерживается и Швейцария, которая, при этом, указывает, что все страны-участницы РКИК должны регулярно перепроверять свои климатические цели на предмет их адекватности с учетом национальных экономических потенциалов. «Различать развитые страны и развивающиеся, или, как их еще называют, „пороговые“, страны больше не имеет смысла, с учетом того, что к развивающимся государствам почему-то все еще относят Китай, Южную Корею и Сингапур», — убежден Бруно Оберле. Он подчеркивает далее, что 61% эмиссии парниковых газов приходятся именно на «пороговые» страны.
Другой сложный пункт: обеспечение финансирования экологических проектов в бедных странах юга планеты. Еще накануне Копенгагенской конференции шесть лет назад самые развитые страны мира решили в период до 2020 года сформировать «климатический фонд» размером в 100 млрд долларов. На данный момент, однако, по данным ОЭСР, с учетом источников как бюджетных, так и частных, удалось собрать только 62 млрд долларов, то есть обеспечить финансирование «зеленых проектов» на уровне чуть больше половины намеченной ранее суммы.
Бруно Оберле убежден, что богатые страны должны поддержать более бедные государства и помочь им наладить разработку и реализацию эффективной экологической политики с опорой на принцип устойчивого развития. «Это просто вопрос элементарной солидарности», — указывает Б. Оберле. С его точки зрения круг тех, кто выделяет деньги в глобальный «зеленый фонд», вполне можно было бы и расширить. Кроме того, по его мнению, парижский саммит обязан будет создать рамочные условия для развития механизмов и финансовых инструментов для так называемого «зеленого инвестирования». Напомним, что в период с 2015 по 2017 гг. Швейцария предоставит в бюджет «зелёного фонда» 100 млн долларов.
Успех или поражение?
На данный момент почти невозможно предсказать, чем закончится Парижская климатическая конференция, причем даже не из-за в высшей степени взрывоопасной ситуации на Ближнем Востоке, а прежде всего потому, что, в конечном итоге, каждая страна будет отстаивать на саммите свои собственные интересы.
Министр иностранных дел США Дж. Керри уже поспешил заявить, забегая далеко вперед, о том, что никакого «юридически обязательного документа» в Париже подписано не будет. Со своей стороны, французский президент Франсуа Олланд подчеркнул, что на конференции либо будет подписан обязательный документ, либо вообще никакого документа не будет в принципе. Ясно одно: проблема глобального климата уж точно не будет решена на саммите в Париже, и что COP21 это только начало… Еще одно… очередное начало!
Три десятилетия дискуссий
1979 г.: в Женеве состоялась Первая всемирная конференция по климату, организованная Всемирной метеорологической организацией (ВМО/WMO).
1992 г.: на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро торжественно принимается «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» — «РКИК» («Framework Convention on Climate Change» — «UN FCCC»), соглашение, формулирующее общие принципы действия стран по проблеме изменения климата.
1997 г.: в дополнение к «РКИК» в Японии принимается «Киотский протокол», обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить выбросы парниковых газов в период с 2008 по 2012 гг. на 5% по сравнению с показателями 1990 года.
2009 г.: в Копенгагене прошла Конференция ООН по изменению климата, в рамках которой состоялись 15-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP15) и 5-е Совещание Сторон Киотского протокола. Добиться какого-либо соглашения на период после 2020 года не удалось.
2010 г.: в мексиканском курортном городе Канкун проходит 16-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP16) и 6-е Совещание Сторон Киотского протокола, на которых было принято решение по совместным действиям в рамках РКИК в таких областях, как помощь развивающимся странам, механизмы «климатического» финансирования, а также в сфере реализации «REDD+», программы сокращения выбросов, вызванных деградацией лесов.
2012 г.: на климатической конференции в Дохе (Катар) было принято решение о втором периоде обязательств по Киотскому протоколу на период с 2013 по 2020 гг.
2014 г.: в Лиме (Перу) состоялись 20-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP20) и 10-е Совещание Сторон Киотского протокола. В ее рамках был утвержден пакет решений, обеспечивающих переход к практическим переговорам по согласованию нового всеобъемлющего соглашения по климату на период после 2020 года.
2015 г.: на Климатической конференции ООН в Париже планируется сформулировать и принять, наконец, новое всеобъемлющее и юридически обязательное соглашение по климату на период после 2020 года, то есть на период после завершения Второго периода обязательств по Киотскому протоколу.