Лондон — По словам торговцев сельскохозяйственной продукцией, отправка пшеницы в Турцию из ключевых российских портов была приостановлена на фоне нарастающей напряженности в отношениях между двумя странами.
В четверг, 26 ноября, Россия объявила о своих планах ввести санкции против турецкой экономики, в том числе в сфере торговли. Неопределенность в вопросе о том, как эти планы будут реализованы на практике, заставила портовое руководство в пятницу, 27 ноября, прекратить выдавать таможенные разрешения на отправку грузов пшеницы в Турцию из портов Азовского моря, где сконцентрирована торговля зерном между двумя странами.
Ожидается, что любые изменения мировых цен на пшеницу будут краткосрочными. Однако прекращение торговли зерном может серьезно сказаться на России и Турции. Российская пшеница, продаваемая Турции, является одним из ключевых товаров в торговых отношениях между этими двумя странами.
В пятницу, 27 ноября, исполнительный директор турецкой мукомольной группы Intermil-Un Эрол Яхья (Erol Yahya) заявил, что его компания прекратила закупку зерна до прояснения ситуации. Между тем брокеры и маклеры утверждают, что некоторые российские торговые фирмы уже перестали оформлять новые сделки с турецкими покупателями. Продавцы опасаются, что длительный запрет на экспорт приведет к накоплению штрафов за простаивание судов, как сообщил Андрей Сизов, исполнительный директор российского аналитического центра «СовЭкон».
Отправка грузов была приостановлена после того, как несколько кораблей покинули порт с грузом пшеницы в четверг, 26 ноября, как сообщил г-н Яхья и директор брокерской фирмы в Дубае, которая занимается закупками пшеницы в этом регионе.
«Что может случиться, остается для нас загадкой», — сказал Грегори Сурис (Gregory Souris) из брокерской компании Actava Trading DMCC.
Во вторник, 24 ноября, турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик у границы с Сирией. Это стало первым случаем прямой атаки члена НАТО на российский военный самолет с 1952 года.
Согласно мартовскому докладу Департамента сельского хозяйства США, Россия является крупнейшим поставщиком пшеницы в Турцию. Более того, Россия занимает третье место в списке крупнейших экспортеров пшеницы в мире, а Турция является одним из ее важнейших клиентов.
Только с августа по октябрь текущего года Анкара приобрела 1,6 миллиона тонн российской пшеницы, став ее вторым крупнейшим покупателем после Египта. Если Турция начнет искать альтернативного поставщика пшеницы, ей, возможно, придется покупать зерно по более высокой цене.
Значительные запасы пшеницы позволят глобальному рынку избежать волатильности в сложившейся ситуации. В этом году цены на пшеницу в Европе снизились на 12%, а на этой неделе европейские фьючерсы на пшеницу никак не отреагировали на изменение геополитической обстановки: в пятницу, 27 ноября, цена в контрактах на поставку в марте 2016 года снизилась до 181,50 евро (192,25 доллара) за тонну.
По данным Международного совета по зерну, после трех последовательных крупных урожаев в конце текущего торгового года объемы запасов пшеницы составят 209 миллионов тонн.
Любые перебои в торговле принесут выгоду сельскохозяйственной промышленности в США и Европе, дав производителям шанс продать скопившиеся на складах миллионы тонн зерна.
Повышение спроса со стороны Турции могут с легкостью компенсировать конкуренты России, как говорит аналитик Macquarie Дарина Ковальска (Daryna Kovalska), однако возможен краткосрочный подъем цен в том случае, если Турция будет покупать пшеницу у альтернативных поставщиков.
По словам Яхья, его компании придется переплачивать по 30-40 долларов за тонну при покупке пшеницы в США, Канаде или Австралии, если у него больше не будет возможности закупать зерно в России.
Многие игроки в индустрии надеются, что Москва и Анкара не станут запрещать двустороннюю торговлю, несмотря на публичные препирательства, указывая на взаимную зависимость этих стран от торговли друг с другом. Андрей Сизов из компании «СовЭкон» считает, что формальный запрет будет контрпродуктивным с учетом доходов, которые Россия получает от продажи пшеницы Турции.
Согласно данным «СовЭкон», в 2014-2015 годах Турция стала главным покупателем российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла и жмыха подсолнечника, принеся России в общей сложности 1,5 миллиарда долларов. Между тем, российский запрет на ввоз продуктов питания из стран Евросоюза сделал ее зависимой от импорта фруктов и овощей из Турции.
По мнению г-на Яхья, в том случае если страны начнут искать альтернативных торговых партнеров, они могут столкнуться с трудностями логистического характера. Порты Азовского моря могут принимать небольшие суда водоизмещением от 3 до 5 тысяч тонн. Поэтому они достаточно удобны для турецких импортеров, которые предпочитают получать небольшие грузы из-за более высоких расходов на обслуживание крупных судов в крупных портах.