Россия, пытающаяся восстановить запасы, истощенные прошлогодним валютным кризисом, не сумела за последние 15 лет нарастить солидные резервы, так как не создала более прозрачную финансовую систему в целях снижения неравенства доходов и равномерного распределения прибыли от высоких цен на энергоресурсы, заявил Пикетти, написавший ставшую бестселлером книгу «Капитал в 21-м веке». Периодическая «отправка за решетку пары миллиардеров» это не метод решения данной проблемы, сказал французский экономист, давая в четверг интервью в Москве.
В долгосрочной перспективе у России должно быть гораздо больше резервов, учитывая уровень ее торгового профицита, — сказал он. — Важно понять, что у России крадут деньги, и происходит это за счет бегства капитала и из-за того, что миллиардеры и миллионеры за пределами России, а иногда и внутри нее получают от природных ресурсов гораздо больше доходов, чем должны».
Налогообложение, деофшоризация
Владимир Путин, 16 лет находящийся у власти на посту президента и премьера, поддержал усилия по репатриации капитала на сумму один триллион долларов, который компании и высокопоставленные руководители держат за границей, назвав это «деофшоризацией» экономики. Путин в 2001 году ввел фиксированный подоходный налог в 13 процентов, но сейчас его ведущие министры все чаще поднимают вопрос о введении прогрессивного налога.
Существующий налог на доходы «довольно мал» для страны, где «большое неравенство» и «слишком мало прозрачности», сказал Пикетти.
Неравенство, прозрачность
«Россия сегодня была бы в гораздо лучшем положении, если бы в ней состоялась реформа, обеспечивающая большую прозрачность и прогрессивное налогообложение, — заявил Пикетти. — Пора, особенно в условиях сегодняшнего кризиса, сменить курс и заняться решением проблем неравенства и непрозрачности напрямую».
Дебаты на эту тему разгораются все жарче после того, как по решению государства основная тяжесть первой за шесть лет рецессии в стране легла на плечи и кошельки населения, из-за чего в России может наступить самый большой за все время правления Путина спад потребления. В этом году 21,7 миллиона людей, или около 15 процентов населения живут ниже прожиточного минимума, о чем сообщает Федеральная служба государственной статистики. Это первое существенное увеличение бедности в России со времен кризиса 1998-99 гг., о чем свидетельствует Всемирный банк.
Период высоких нефтяных цен способствовал беспрецедентному росту уровня жизни россиян, и согласно оценкам Всемирного банка, за период с 2000 по 2013 год средний класс в России удвоился, составив более 60 процентов населения. Однако измерения по коэффициенту Джини (индекс концентрации доходов) указывают на то, что и неравенство доходов после прихода Путина к власти тоже увеличилось.
Верхняя десятая доля самых богатых россиян владеет 87 процентами всех доходов в стране, и этот показатель «значительно выше», чем в любой другой крупной экономике, о чем в этом году сообщила в своем докладе о всемирном богатстве Credit Suisse Group AG.
Кому это выгодно?
«Мы даже не знаем, сколько налогоплательщиков с высокими доходами из года в год платят налоги», — сказал Пикетти. Более подробные данные могли бы показать, «кто получает выгоду от роста в России в сравнении с бедными, в сравнении со средним классом». Это позволило бы властям «адаптировать налоговую систему ко всему», отметил он.
Пикетти в своей книге утверждает, что имущественное неравенство в Европе и США в последние годы увеличивается, и что в Соединенных Штатах разница увеличивается быстрее, чем в Европе. Пикетти, который в этом году приступил к работе в Международном институте по проблемам неравенства (International Inequalities Institute) при Лондонской школе экономики, выступал с презентациями о результатах исследований своего института в Совете экономических советников Белого дома, в Международном валютном фонде и в Организации Объединенных Наций. В сентябре британская Лейбористская партия заявила, что он будет работать в комиссии ее советников.
По мнению Пикетти, правильное сочетание мер в России поможет остановить многолетний отток капитала. «России надо положить конец утечке и бегству капитала, нужно инвестировать те излишки, которые она получает от природных ресурсов и экспортных поступлений, — заявил экономист. — В этом случае в стране было бы гораздо больше внутренних капиталовложений».