Нижний Тагил — Российские вооруженные силы выставляют напоказ свою новообретенную боевую мощь в Сирии, публикуя прилизанные видеокадры пусков крылатых ракет и сброса бомб со спутниковым наведением, которые неизменно поражают цели.
Но в то же время, некоторые предприятия военно-промышленного комплекса страны дают серьезные сбои. Российская экономика очень сильно пострадала от падения нефтяных цен и западных санкций, введенных из-за Украины, и крупнейшие производители оружия в стране боятся ослабления государственной поддержки.
Хорошей иллюстрацией является танк «Армата», производство которого осуществляется на Урале. Этот танк нового поколения, призванный превзойти все, что есть на поле боя у Организации Североатлантического договора, считается центральным элементом российского плана на 300 миллиардов долларов по перевооружению к 2020 году вооруженных сил страны.
«Государство не может платить за все. Из-за падения нефтяных цен наступили новые времена», — говорит военный аналитик Александр Гольц.
По словам военных экспертов, Россия уже развернула на своей базе в Сирии одну из новейших зенитно-ракетных систем в ответ на действия Турции, сбившей на этой неделе на границе Сирии российский самолет.
Российская армия переживает болезненный период реструктуризации, пытаясь отказаться от военного призыва и перейти к службе на контрактной основе, создав профессиональные боевые силы. Но оборонная промышленность до сих пор страдает от проблем советской эпохи, таких как неэффективность и коррупция, говорит Гольц, а это вызывает сомнения в способности наладить массовое производство самых мощных образцов вооружений.
«К сожалению, в российской оборонной промышленности не было таких же суровых реформ, как в вооруженных силах, и поэтому военные предприятия в России больше похожи на пародию советского военно-промышленного комплекса», — отмечает он.
Россия с большим желанием строит масштабные планы. В этом месяце государственное телевидение якобы по недосмотру допустило утечку информации о планах создания подводной лодки, которая сможет производить пуски ядерных торпед, заражающих радиацией берега противника.
Но более традиционные программы создания вооружений порой отстают от графика.
В этом году заместитель министра обороны Юрий Борисов сказал, что российские вооруженные силы сокращают первую закупку истребителя Т-50 пятого поколения примерно до 10 единиц. Близкий к министру обороны человек заявил, что первоначально заказ был на 100 самолетов.
В ВМФ ждут, что к 2020 году будет построено как минимум восемь атомных подводных лодок нового поколения «Борей», однако специалист из московского Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов сказал, что, скорее всего, в срок будет завершено строительство только шести лодок.
Хотя публично Путин выступает на защиту вооруженных сил от бюджетных сокращений, представители военной промышленности говорят, что в адрес компаний поступают неофициальные просьбы добровольно сократить расходы.
В связи с этим возникают вопросы о том, будет ли выполнен план закупок на 2015 год.
«В первой половине года российские оборонные предприятия выполнили лишь 38% своих контрактов», — сказал в июле Борисов, добавив, что государственные компании, провалившие свои контракты, будут наказаны. Даже концерн «Калашников», производящий известные российские автоматы, не выполняет планы и задолжал Министерству обороны 78 миллионов долларов, отметил Интерфакс со ссылкой на Борисова.
У российской техники, применяемой в Сирии, тоже есть свои ограничения. Министерство обороны настаивает, что авиаудары наносятся с большой точностью, однако, как отмечает Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies), русские сбрасывают в основном бомбы старых образцов.
Российский финансовый кризис вкупе с девальвацией рубля нанес удар по покупательной способности. До начавшегося в прошлом году кризиса Россия по своим военным расходам занимала третье место в мире в долларовом выражении. Сейчас, согласно оценкам Центра анализа стратегий и технологий, она переместилась на седьмое или восьмое место.
Недостатки танка «Армата» наглядно и весьма болезненно проявились во время репетиции ежегодного военного парада в Москве, который проводится 9 мая на Красной площади, когда один из танков сломался.
Производящий этот танк «Уралвагонзавод», включенный США и Европой в санкционный список, также сталкивается с трудностями. Это предприятие задолжало кредиторам около 87 миллиардов рублей, или более одного миллиарда долларов, в связи с чем они подают на него в суд. Одним из истцов стал «Альфа-Банк», входящий в число крупнейших частных банков России.
Вынесенное в этом году судебное распоряжение об аресте банковских счетов «Уралвагонзавода» на семь с лишним миллионов долларов было позднее отменено. Руководство компании заявляет, что получило государственные гарантии, которые помогут рефинансировать этот долг. Данные трудности привели к замедлению производства, и Нижний Тагил, где находится штаб-квартира «Уралвагонзавода», ощущает, насколько осложнилась ситуация из-за нехватки средств.
В 1941 году этот завод ежемесячно производил для фронта более тысячи Т-34, став на то время самым крупным производителем танков в мире. Во времена холодной войны «Уралвагонзавод» делал танки Т-44 и Т-62, и это были грозные боевые машины.
Пока рабочие завода ждут начала серийного производства «Арматы», они занимаются выполнением крупного контракта по модернизации танков Т-72. И тем не менее, недовольство нарастает.
Выйдя с проходной завода после длившейся семь часов смены, 28-летний Евгений Продани сказал, что из-за американских санкций производство сокращается. «Никто не хочет видеть сильную Россию, которая защищает свои интересы, — заявил он. — США хотят поставить Россию на колени, а для этого им нужны санкции».