Ссора между Россией и Турцией ставит перед нами несколько вопросов, касающихся будущего НАТО. Готовы ли члены НАТО защищать Турцию? Или же они ждут, что всю работу за них сделают американские истребители?
Основываясь на том, что мы наблюдали в Ираке в конце 1990-х годов (создание бесполетной зоны) и в Косово в 1995 году, скорее всего, всю работу будут выполнять истребители США и Соединенного Королевства.
Кто может точно сказать, как все было на самом деле? Сейчас это уже не имеет значения. Самолет сбит, пилот мертв, а Путин получил возможность проколоть шар НАТО.
Путин уже давно пытается преуменьшить значение и потенциал НАТО. Здесь я согласен со Стивеном Ковингтоном (Stephen Covington):
«Российские власти хотят видеть Европу, в которой нет стратегических альянсов, нет многонациональных организаций, где была бы разрушена трансатлантическая ось США–Европа, которая посредством коллективной политики и действий нивелирует те национальные преимущества, которые у России есть перед любой отдельно взятой европейской страной. Они хотят видеть такую систему безопасности в Европе, которая позволила бы России эффективно использовать ее национальные сильные стороны в отсутствие какого-либо сопротивления и конкуренции и увеличивать ее влияние внутри страны и за рубежом.
Как Путин может расколоть НАТО? Никак. Он может просто наблюдать за тем, как этот альянс сам себя разрушает. Он заставляет членов НАТО работать друг с другом, чтобы, к примеру, защитить Турцию в соответствии со Статьей 5 или бороться с ИГИЛ.
В конечном итоге члены НАТО не смогут работать друг с другом из-за слабости американского руководства и в связи с тем, что у большинства членов этого альянса попросту нет необходимых ресурсов для вступления в эту игру. НАТО напоминает бейсбольную команду, в которой играть способны всего пара спортсменов, а остальные могут лишь наблюдать за ходом матча со скамейки запасных.
Скоро мы увидим, к чему это приведет. Путин — отличный тактик, и он считает, что Обама слаб, а Запад еще слабее. Он делает ставку на свою победу, потому что другая сторона попросту не хочет бороться. И он совершенно прав!