19-летний гражданин Турции Батын Эр всю сознательную жизнь прожил в России. Его родители переехали в Москву в середине 1990-х, а сейчас на фоне конфликта между двумя странами возвращаются на родину. Несмотря на это, Батын планирует получить в Москве высшее образование и остаться работать. Что может этому помешать, он рассказал Русской службе Би-би-си.
«В России, насколько мне известно, проживает 83 тысячи турок, — говорит Батын. — Для сравнения, калмыков в одной только Москве — больше ста тысяч. То есть нас очень мало, диаспоры как таковой нету: большинство турок приезжают в Москву на временные заработки. У меня есть пара турецких друзей, но этим все ограничивается, не потому что я не хочу с ними дружить, — так жизнь сложилась.
В основном турки в России заняты в сфере строительства. Это менеджмент строительных компаний, проектировщики, прорабы… Тех, кто, условно говоря, гвозди забивает — меньшинство.
Я родился в Трабзоне в 1996 году, мои родители к тому моменту уже два года жили в Москве. Получилось случайно: отец думал, что поработает здесь год или два, а получился 21 год. У папы был бильярдный клуб, он работал в строительной фирме как бухгалтер, затем прорабом на частной стройке, затем опять бухгалтером, затем ответственным за всю стройку. Здесь я прожил всю сознательную жизнь: ходил в российский детский сад, в российскую школу. Единственное мое отличие от сверстников — это паспорт. У меня турецкий, у них — российский. Все остальное у нас общее. Моя семья — совершенно европейская. Наши родственники в Турции тоже европейцы по менталитету. У нас нет какого-то особого мнения по поводу сбитого самолета. Мы и на выборы-то не ходим, нам это неинтересно.
23 декабря моя семья уезжает из России, а я остаюсь. Дело не в том, что случилось между Турцией и Россией. У отца плохо со здоровьем, ему пора не пенсию. Родители давно хотели уехать. Но и то, что произошло между нашими странами, конечно, отразилось на нас.
Я учусь на рекламщика, на днях вышел указ, запрещающий с 1 января 2016 года брать граждан Турции на работу. У меня студенческая виза, работать я так и так не могу, но в будущем собираюсь работать в Москве по специальности.
Больше всего обидно за тех турок, которые приехали в Россию на заработки. Турецких властей волнует их имидж внутри страны, но не положение их сограждан за границей. Говорят, что наряды полиции дежурят на строительных площадках, вылавливают турок под предлогом проверки документов… Также, по слухам, задерживают турок, которые прилетают в Россию, по 16-18 часов держат в аэропорту и отправляют назад.
Однако же изменения отношения к себе лично или к моей семье я не заметил. Людей судят по их личным поступкам, а не поступкам их правителей».
Сбитый Су-24 и санкции
28 ноября президент России Владимир Путин ввел санкции против Турции.
Его указ предполагает запрет на ввоз отдельных турецких товаров, ограничение деятельности турецких организаций в России, запрет на чартеры между странами, а также запрет брать на работу граждан Турции. В комментариях официальных лиц отмечается, что турецкие граждане, работающие в России по временным договорам, смогут доработать сроки, установленные контрактом, но не смогут его продлить или заключить новый.
Отношения между Россией и Турцией резко ухудшились после инцидента 24 ноября, когда российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС.
Власти Турции объяснили впоследствии, что сбили самолет, нарушивший воздушное пространство страны и не реагировавший на предупреждения. По данным турецких военных, до того, как сбить самолет, они в течение пяти минут направили 10 предупреждений экипажу российского Су-24, однако он на них не реагировал.
Российская сторона утверждает, что самолет не пересекал границу и был сбит без предупреждения.
Путин назвал произошедшее «ударом в спину», а ответственных за уничтожение самолета — пособниками террористов.