Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прерванный полет

Третья мировая война из-за этого не начнется, но уничтожение российского бомбардировщика Су-24 над территорией страны-члена НАТО — Турции — будет иметь долгосрочные последствия для политики и безопасности.

© AP Photo / Haberturk TV via APРоссийский самолет Су-24, сбитый турецким истребителем на турецко-сирийской границе
Российский самолет Су-24, сбитый турецким истребителем на турецко-сирийской границе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О серьезности произошедшего 24 ноября на границе Турции и Сирии инцидента свидетельствует хотя бы тот факт, что это первый случай за последние 62 года, когда силами государства-члена НАТО сбит российский военный самолет. 18 ноября 1952 года во время корейской войны летчики США в воздушном бою сбили сразу четыре советских истребителя МИГ.

О серьезности произошедшего 24 ноября на границе Турции и Сирии инцидента свидетельствует хотя бы тот факт, что это первый случай за последние 62 года, когда силами государства-члена НАТО сбит российский военный самолет. 18 ноября 1952 года во время корейской войны летчики США в воздушном бою сбили сразу четыре советских истребителя МИГ. Затем в годы вьетнамской войны пилотируемые советскими летчиками самолеты армии коммунистического Северного Вьетнама сбивали летательные аппараты военно-воздушных сил США. СССР несколько раз сбивал над своей территорией разведывательные самолеты США — в основном ракетами земля-воздух.

Это было в годы холодной войны, когда Советский Союз считался врагом. В Сирии страны НАТО и Россия — вроде бы партнеры, хотя цель России — удержать правящий режим Асада — не совпадает с целями Запада и большинства государств региона: и уничтожить террористическую организацию «Исламское государство», которое контролирует часть территории Сирии, и добиться смены Асада. Как во вторник после встречи в Белом доме с президентом Франции Франсуа Олландом сказал президент США Барак Обама: против террористов в Сирии воюет коалиция в составе 65 государств, а Россия — лишь часть «коалиции двух». (Второй — правящий сирийский режим).

Двусмысленная позиция России по сирийскому конфликту является одной из причин необычно приглушенной реакции Запада на инцидент с бомбардировщиком. НАТО и руководители стран-участниц альянса в публичных заявлениях выражают поддержу права Турции защищать свою территорию и напоминают о предупреждениях Турции в адрес России о недопустимости нарушения границ воздушного пространства (что Россия в течение последнего месяца делала несколько раз). Однако ключевые слова в этих заявлениях — «деэскалация», «переговоры» и «сотрудничество». Прозвучали даже призывы восстановить созданный в 2002 году и замороженный после аннексии Крыма в 2014 году Совет НАТО-Россия.

Нежелание западных государств обострять конфликт понятно — никто не хочет третьей мировой войны. Правда, примиренческий тон руководителей европейских стран и США резко контрастирует с жестким и злобным посланием Владимира Путина об «ударе в спину», который нанесли «пособники террористов», и с завыванием пропагандистских рупоров Кремля о всемирном заговоре против миролюбивой России. Но Путин вряд ли хочет воевать с НАТО. Потому что не может. Уничтожение бомбардировщика, ко всему прочему, безусловно свидетельствует о военном превосходстве НАТО. Имеющиеся в распоряжении Турции военные самолеты лучше.

Короткие рычаги Путина


Влияние инцидента на отношения Запада с Россией — как и обычно в отношениях с путинским режимом — к сожалению, будет зависеть от России. В этом смысле преимущество инициативы опять же у Кремля. Правда, возможности Путина дать соответствующий серьезности произошедшего ответ ограничены. Однако не реагировать он не может.

С одной стороны, Турция ответила на агрессивно вызывающее поведение России на единственном понятном для Путина языке силы. Но с другой — Путин не может позволить себе выглядеть слабым и будет искать возможности отомстить за свое унижение. Случившееся стало тяжелым ударом по его самосознанию и имиджу, прежде всего, в глазах граждан своего государства. Сильный правитель, который восстанавливает могущество России, — это жизненно важный для власти Путина образ.

Спустя день после того, как был сбит самолет, Путин распорядился установить противоракетные системы на российской военной базе в портовом городе Сирии Латакия и впредь сопровождать бомбардировщики истребителями. Но серьезную военную эскалацию конфликта с членом НАТО Турцией Россия позволить себе не может. В свою очередь, такие «ответные шаги», как задержание на таможне груза турецкого куриного мяса, призывы к гражданам не покупать произведенные в Турции товары и не ездить в туристические поездки в эту страну демонстрируют не силу России, а, скорее, слабость, растущую изолированность от остального мира и отсутствие действенных рычагов для достижения громко продекларированных целей «мировой сверхдержавы». Прежние ответные санкции России на введенные Западом после агрессии на Украине тяжелее всего отразились на самих же россиянах.

Угрожающие речи о «пересмотре энергетической политики» также, наверное, следует отнести к риторике. Турция — второй по величине рынок сбыта российского газа (примерно 60% потребляемого в Турции газа поступает от «Газпрома»). На этой неделе Украина заявила, что больше не будет покупать российский газ. «Перекрыть вентиль» Турции Москва просто не может — это станет непереносимым ударом для российского бюджета.

В коридорах власти Европы Кремль, несомненно, попытается использовать имидж пострадавшего от агрессивности Турции и будет апеллировать к осознанию вины правительств западных стран и их стремлению к «деэскалации ситуации», чтобы добиться отмены или, по меньшей мере, смягчения введенных в отношении России санкций. Это находило отклик на Западе и прежде, а после нынешней «обиды» сочувствующих найдется еще больше.

Правда, дипломатические маневры в коридорах европейских правительств и институтов невозможно эффектно преподнести на телеэкранах как демонстрацию силы. Для образа сильного лидера необходим более убедительный фон — желательно с выстрелами и взрывами.

В предположениях об ответных шагах Путина заслуживают внимания три возможные цели, против которых он может выступить.

Во-первых, это, разумеется, Украина. Эскалация военных действий, например, «прорубание коридора» в Крым, без сомнений, может стать внушительной демонстрацией своим подданным силы и презрения к протестам и санкциям Запада. Но это приведет не к смягчению нынешних санкций, а к объявлению новых, что абсолютно противоречит и политике Кремля по достижению отмены санкций, и попыткам России выдавать себя за союзника западных государств в борьбе портив терроризма.

Аналогичные причины плюс нежелание начинать войну с НАТО заставляют усомниться в обоснованности предположений о том, что Путин может попытаться отомстить НАТО на его самом уязвимом фланге — в странах Балтии. Спровоцированный Россией военный конфликт в нашем регионе по-прежнему кажется маловероятным. Потери перевесят приобретения даже больше, чем из-за обострения военной напряженности с Турцией, чего Кремль явно не хочет.

Возможно, Путину для демонстрации собственной силы в конечном итоге останется только пространство собственной страны. Можно прогнозировать новые репрессии против «иностранных агентов» и «предателей» на всех уровнях власти вплоть до чисток в ее высших эшелонах, чтобы подтвердить железную хватку в российском обществе и заодно приглушить ворчание некоторых представителей властной элиты о вреде прежней политики для «экономических интересов» определенных кругов.

«Сухой» остаток для Латвии

Ограниченность возможностей военного ответа не удержит, а, скорее, побудит Кремль усилить использование других способов воздействия на западные страны. Прежде всего, это дестабилизация и оказание влияния на политиков в «ближнем зарубежье».

В Латвии это можно прогнозировать в широком политэкономическом и идеологическом диапазоне — от воспроизводства в Сейме предложенной Кремлем тематики (дебаты о «нравственности» и военных беженцах, как террористах и угрозе для европейской цивилизации) до активного лоббирования затягивания с либерализацией газового рынка и продвижения таких конкретных сделок, как якобы спасение национальной авиакомпании airBaltic, довеском к которому должно стать мнимо выгодное приобретение произведенных в России самолетов.

Частью утвержденной правительством Латвии сделки по кредитованию и инвестициям для airBaltic являются пассажирские самолеты Sukhoi Superjet-100 того же российского производителя, военный продукт которого — Sukhoi-24 — истребители F-16 военно-воздушных сил Турции сбили над своей территорией.

Введенные Европейским союзом санкции против предприятий военно-промышленного комплекса России предусматривают исключения для продукции, предназначенной для гражданской авиации. Тем не менее, Латвия в случае закупки этих самолетов рискует не только репутацией и высокими затратами на эксплуатацию и технический уход. Фантастическая «экономическая выгода» такого приобретения (airBaltic вроде бы купит эти самолеты ниже себестоимости!) — типичный сыр в мышеловке, что при надобности может стать намного более эффективным методом влияния на Латвию, чем запрет на импорт настоящего сыра или шпрот, с чем мы уже столкнулись. Ремонт и запасные части эксклюзивно из России будут означать, что национальная авиакомпания зависима от благосклонности поставщика, чтобы ее самолеты вообще могли летать.

Мы не настолько богаты, чтобы брать самое дешевое (то есть — никому другому ненужное), и не находимся в такой безопасности, чтобы покупать стратегически важный для государства товар в России, власти которой пытаются восстановить империю — как открыто аннексируя территорию соседних стран, так и покупая политическое и экономическое влияние. Сбитый над Турцией российский бомбардировщик — отрезвляющее напоминание о том, что это фактически война, даже если агрессор пытается изобразить себя как делового или какого-то еще партнера.