«Брюссельский саммит», состоявшийся накануне при участии премьер-министра Давутоглу, очень важен для нас.
Встреча, которую ЕС организовал в поисках путей препятствования въезду беженцев в его страны через Турцию, даст возможность «вдохнуть жизнь» в отношения Турции и ЕС, которые были «заморожены» в последнее время.
Давайте будем реалистичны. В отношениях с ЕС произошла утрата взаимодоверия. Теперь стороны в некотором смысле ищут пути «нормализации»… Благодаря кризису беженцев ЕС «вспомнил» о нас. И какой бы ни была причина, этим нужно воспользоваться.
На момент написания данной статьи результаты встречи неизвестны. Но судя по сделанным накануне заявлениям, можно прийти к следующим выводам.
Поток беженцев в страны ЕС через Турцию будет остановлен. Для этого, во-первых, есть намерение перенести дату вступления в силу соглашения о реадмиссии на 2016 год, а во-вторых, создать специальные лагеря беженцев в Турции, благодаря которым им будет непросто выехать за пределы нашей страны.
Для выполнения этих желаний страны ЕС готовы пойти на три уступки для Турции: 1) возобновить прерванные переговоры о вступлении в ЕС; 2) отменить визы для граждан Турции; 3) предоставить Турции три миллиарда евро на лагеря беженцев.
«Соглашение о реадмиссии», нацеленное на возвращение в Турцию всех, кто осуществил въезд в страны ЕС через Турцию без разрешения, было подписано 16 декабря 2013 года, в Анкаре между Турцией и ЕС. 26 июня 2014 года оно было принято Великим национальным собранием Турции и опубликовано в Resmi Gazete.
Согласно данному соглашению:
— граждан Турции, не имеющих право въезжать и жить в странах ЕС, будут возвращать в Турцию;
— граждан третьего мира и лиц без гражданства, которые будут осуществлять въезд в страны ЕС через Турцию без визы и вида на жительство, также будут возвращать в Турцию.
В соответствии с данным соглашением наши обязательства по реадмиссии в отношении граждан Турции сразу же вступили в силу. Но, что касается граждан стран третьего мира и лиц без гражданства, это должно было произойти через три года.
Данное соглашение было подписано до того, как сирийские беженцы стали въезжать в страны ЕС через Турцию. В условиях наплыва сирийских беженцев от нас требуют отказаться от этого трехлетнего срока и тут же начать отправлять в Турцию всех, кто осуществил въезд в страны ЕС через Турцию.
Если Турция ответит «да» на ожидания стран ЕС, то в прерванном с 2006 года переговорном процессе о членстве Турции в ЕС будет открыт еще один из 35 разделов.
Открытие каждого из разделов предполагает необходимость его закрытия по решению органов ЕС в результате переговоров (это называется скринингом).
Первый такой скрининг состоялся 20 октября 2005 года, когда стороны обсуждали раздел «Наука и исследования», а последний — 13 октября 2006 года (раздел «Суд и основные права»).
Всего к настоящему моменту было открыто для переговоров 14 разделов. И только один раздел «удалось закрыть».
8 декабря 2009 года власти греческого Кипра в одностороннем порядке блокировали шесть разделов, поставив в качестве условия «нормализацию отношений».
В период президентства Саркози французское правительство ветировало открытие пяти разделов на том основании, что «они напрямую связаны с членством». В дальнейшем число разделов, попавших под вето, снизилось до четырех.
Франция отменила «вето», которое в период Саркози было наложено на 17-й раздел (Экономика и денежно-кредитная политика).
С начала этого года идет подготовка к старту переговоров по 17 разделу.
Комиссия отметила, что будет работать над тем, чтобы подготовить и другие разделы, и уже начала действовать в этом направлении.
В случае урегулирования кипрской проблемы могут быть открыты и другие разделы. Комиссия отмечает, что она намерена благоприятно использовать это время, и обещает действовать незамедлительно с устранением всех политических препятствий.
Как бы то ни было, возобновление отношений с ЕС со всех точек зрения пойдет на благо Турции.