Нет необходимости объяснять русским, насколько важна тема климата. На огромной территории страны можно найти, в зависимости от времени года, самые разные варианты — от неимоверной жары до жуткого холода. О том, насколько безжалостным может быть климат, знает любой житель небольшого сибирского городка, в котором при температуре минус 40 градусов отключается отопление. Ожидание мастера сопровождается молитвами, поскольку, самое позднее, через полчаса в квартире невозможно будет находиться. Квартиры, как правило, не изолированы, и уровень подачи тепла не регулируется. Поэтому зимой в квартирах ходят в футболках. Это симптоматично для российской политики в отношении климата.
На Климатическую конференцию в Париже российская делегация приехала не с пустыми руками. Москва обещала до 2030 года сократить выбросы парниковых газов на 25-30% по сравнению с уровнем 1990 года. До этого времени Кремль планирует сократить энергоемкость экономики. Участие России в глобальных действиях является важным моментом: ведь страна не только добывает и экспортирует нефть, газ и уголь, но и она сама потребляет большую часть ресурсов. Если рассматривать ЕС как единый блок государств, то Россия в 2013 году в абсолютном отношении была пятым по величине эмитентом углекислого газа и занимала шестое место по величине выбросов в расчете на человека и третье место по величине выбросов на единицу ВВП.
Проблемы с годами становятся все очевиднее
Кремль находится в климатической ловушке. И выбраться из нее можно только при помощи реформ, которые выходят далеко за рамки простых попыток сократить выбросы парниковых газов. Ведь пока Россия, крупнейший поставщик энергоресурсов, не заинтересована в глобальном снижении спроса. Необходимо развивать другие экспортные товары с более высокой добавленной стоимостью, которые могли бы сбалансировать сокращение экспорта сырья, и тогда ресурсы можно будет более эффективно использовать для решения других экономических задач. Кроме того, уровень энергетической эффективности экономики, а также развития инфраструктуры и жилищно-коммунального сектора так низок, что стране необходимо много дешевой энергии. Металлургия и тяжелая промышленность конкурентоспособны, в первую очередь, при более приемлемых затратах на сырье. Это оказывает нагрузку на климат не только в процессе потребления, но и до него. При добыче углеводородов возникают парниковые газы за счет сжигания (попутного) нефтяного газа.
Проблемы выявились уже давно. Поэтому взывает беспокойство тот факт, что Россия не добилась больших успехов с наступлением XXI века, когда цены на нефть и экономический рост были на высоком уровне, а государство накапливало огромные резервы. Доля нефти и газа в экспорте с того времени выросла с 45% до двух третей, доля в государственных доходах — с 40 до 50%. Сейчас наблюдается рецессия, реформы приостановлены, и на фоне внешнеполитических проблем у Кремля появились более приоритетные задачи, чем климатическая политика.
Несмотря на все это, Россия на первый взгляд является образцовым защитником климата. Она более чем успешно выполнила свои обязательства по Киотскому протоколу. Выбросы газов с 1990 года значительно сократились, но произошло это само собой. С распадом СССР из страны исчезли и основные источники загрязнения воздуха. До 2030 года уровень выбросов парниковых газов должен стагнировать, чтобы достичь необходимых целевых показателей. По этой причине Кремль жестко настаивает на том, чтобы рассматривать 1990 год как отправную точку.
Для России изменения климата несут в себе и положительные последствия
В международном плане Россия не является лидером. В 1990 году выбросы углекислого газа составили более 0,7 тонны на 1000 долларов производительности экономики. Выбросы Китая — 1,2 тонны. А сегодня Китай и Россия находятся на одном уровне с показателем порядка 0,5 тонны. Если все страны добьются запланированных показателей, Россия с показателем свыше 0,3 тонны в 2030 году окажется впереди Китая и, конечно же, ЕС, США, Бразилии или Индии.
Впрочем, нельзя сказать, что политики. проявляя сдержанность, игнорируют желания народа. Даже если в России ведутся дебаты, то там дискутируют о том, имеет ли вообще изменение климата негативные последствия для страны. Некоторые наблюдатели видят в глобальном потеплении даже благоприятные возможности для развития сельского хозяйства, добычи сырья и морских перевозок через северные моря.
Принятие Киотского протокола стало возможным после его ратификации Россией в 2004 году. Для этого была необходима сделка с ЕС, которая гарантировала Москве поддержку при вступлении в ВТО. В 2012 году Кремль отказался одобрить дополнительный механизм. И сегодня не стоит ожидать, что Россия будет вредить своему бюджету и промышленности, основой которых являются негативные для климата факторы. Это большое препятствие для среднесрочного и долгосрочного развития страны. Но на понимание рассчитывать не стоит.