Заключение соглашения между Южноамериканским общим рынком (Mercosur) и Евросоюзом является приоритетной задачей обеих стран по выходу из кризиса. Едины они и в том, чтобы отмежеваться от венесуэльского президента Мадуро, хотя Русеф и выступает против применения к Венесуэле пункта о соблюдении демократических свобод.
Русеф, Лула да Силва и «Партия трудящихся» приложили немало усилий для того, чтобы не допустить победы Макри на выборах в Аргентине. Лула провел целую неделю в Буэнос-Айресе вместе с Даниэлем Сциоли (Daniel Scioli), а Дилма Русеф принимала его в Бразилии и обещала помощь. Но после неожиданной победы Макри на выборах в Латинской Америке все стало быстро меняться. Избранный президент Аргентины забыл о том, что Русеф поддерживала Киршнер, и поставил перед своей командой задачу добиться того, чтобы Броазилия стала стратегическим партнером его страны. Хотели даже назначить конкретную дата визита Макри в Бразилию еще до его вступления в должность президента, но пока это вопрос остался нерешенным.
Русеф не разделяет политику Макри в отношении Венесуэлы, считая ее слишком поспешной. Последний же хочет развернуть внешнюю политику своей страны на 180 градусов и начать сближение с США и ЕС. Он пообещал, что на встрече глав государств и правительств Mercosur, намеченной на 21 декабря, потребует применить к Венесуэле пункта о соблюдении демократических свобод в связи с лишением свободы деятелей оппозиции, в частности Леопольдо Лопеса
(Leopoldo López). Русеф не намерена его поддерживать в этом вопросе, в том числе и потому, что это создаст ей самой проблемы внутри «Партии трудящихся». «Пункт о демократических свободах не может быть применен на основе предположения. Чтобы применить его к Венесуэле, должны быть доказанные факты», отметила президент Бразилии.
Желая зайти столь далеко и так быстро, Макри рискует остаться в одиночестве. Тем не менее, впервые за годы своего президентства Русеф ясно заявляет о размежевании с Мадуро и даже написала ему письмо. Хотя его содержание и не разглашалось, стало известно, что в нем содержатся критические замечания и обеспокоенность направленностью внешней политики Венесуэлы, чего Русеф раньше не делала. Первые изменения обозначились в связи с убийством на прошлой неделе оппозиционного деятеля Луиса Мануэля Диаса (Luis Manuel Días) во время митинга в штате Гуарико (Guarico). Министерство иностранных дел выпустило коммюнике, в котором призвало следовать нормам Союза южноамериканских государств (Unasur) и твердо заявило о своем «твердом неприятии любых форм насилия, которые могут отрицательно сказаться на избирательном процессе», призвав венесуэльские власти «расследовать произошедшее и наказать виновных».
Венесуэла для Макри вопрос скорее символичный, но не первостепенный. Начав борьбу с Мадуро, он вскоре станет одной из центральных фигур на континенте, в особенности для таких стран как США, которые вне себя от радости в связи с тем, что именно он избран новым президентом Аргентины. Наглядным подтверждением этого является то, что на прошлой неделе Обама позвонил ему по телефону, чтобы лично поздравить.
Выразитель интересов правых
Макри также стать привлекательной фигурой для европейских стран, где у власти находятся правоцентристские силы, таких как Германия, Испания и Великобритания. Италия и Франция, которыми руководят социал-демократы, также приветствуют его победу. Испания обошла всех, первой направив в Буэнос-Айрес своего министра иностранных дел Хосе Мануэля Гарсию Маргальо (Manuel García Margallo).
Макри, заимствовавший многие идеи «Народной партии» Испании, когда создавал свою партию «Республиканское предложение» (PRO), находится в дружеских отношениях с Марианом Рахоем и Хосе Марией Аснаром. Бывший председатель правительства Испании прибудет в Буэнос-Айрес в ближайшее воскресенье, а в понедельник встретится с избранным президентом, сообщили в Фонде анализа и социальных исследований (FAES), возглавляемым Аснаром.
Как сообщают источники из окружения аргентинского президента, его в первую очередь интересует заключение торговых соглашений с ЕС. Переговоры между ЕС и Mercosur безрезультатно ведутся вот уже 16 лет. Бразилия тоже весьма заинтересована в достижении этих соглашений. Макри и Русеф, которым необходимо искать пути выхода из кризиса различной напряженности в своих странах, ищут инвесторов и стремятся к заключению международных соглашений. Главы обоих государств осознают необходимость присоединения к Соглашению о Транстихоокеанском партнерстве, под которым уже поставили свои подписи представители Чили, Колумбии, Мексики, Перу и ряд других стран.
На следующий день после своей победы Макри дал ясно понять, что заинтересован в этом соглашении. Хосе Аугусто Кастро (José Augusto Castro), президент Ассоциации бразильских предприятий-экспортеров, считает Венесуэлу «бременем для Бразилии». «В тот момент, когда Mercosur ведет переговоры с Евросоюзом и намечает пути сближения с Транстихоокеанским партнерством, Венесуэла президента Мадуро представляет собой вчерашний день», поясняет он.
Как ни странно, но два столь разных правительства, как бразильское и то, которые придет к власти в Аргентине 10 декабря, вместе смогут развернуть континент после целого десятилетия, в течение которого Лула, Чавес и супруги Киршнер взяли курс на разрыв с США в 2005 году, когда на встрече глав государств и правительств в Мар-дель-Плата (Mar del Plata) был отвергнут проект о создании зоны свободной торговли на американском континенте (ALCA). Бразилия и Аргентина активно проводили в жизнь протекционистские меры, но сейчас, судя по всему, настроены на то, чтобы изменить свою политику. Хотя, конечно, делать они это будут осторожно, чтобы не причинить ущерба промышленности своих стран.