Силы самообороны намерены укреплять военное сотрудничество с другими странами за счет оказания помощи для повышения боеспособности иностранных армий. Соответствующая программа стартовала в 2012 году. Основное направление сотрудничества — Юго-Восточная Азия. Помощь Японии не будет напрямую связана с ведением военных действий. При этом вопрос состоит в том, насколько Токио сможет расширить эту помощь.
8 сентября группа военных из Мьянмы в составе четырех человек посетила подразделение морских сил самообороны, которое занимается исследованиями в области подводной медицины. Подразделение находится в городе Ёкосука, префектура Канагава. Цель визита — обучение спасению на воде, а также изучение подводной медицины для лечения кесонной болезни, которой страдают подводные рыбаки. У Мьянмы нет подводных лодок. Тем не менее в ближайшем будущем страна планирует создать подобное подразделение. Подводная медицина — это жизненно важное направление для эксплуатации подводных лодок. Делегация осмотрела тренировочное оборудование, которое используется для отработки эвакуации команды с затонувшей подводной лодки, а также декомпрессионные камеры для лечения кесонной болезни.
В один момент представители сил самообороны пришли в замешательство. Подполковник из Мьянмы спросил, смогут ли их военные пройти курс ныряльщиков, а также обучиться лечению кесонной болезни. Представитель сил самообороны ответил, что существует языковой барьер. На это подполковник заявил, что Индия и Китай уже предоставляют им помощь в области подводных технологий. При этом китайцы обучают, несмотря на языковые трудности. В связи с этим подполковник попросил японскую сторону рассмотреть этот вопрос.
Основное направление — Юго-Восточная Азия
Администрация Абэ позиционирует текущий оборонный курс в качестве эффективного средства для укрепления двусторонних отношений и стабилизации обстановки в сфере безопасности. Токио намерен расширить содержание помощи и привлечь к партнерству как можно больше стран.
В настоящее время силы самообороны сотрудничают с девятью странами Юго-Восточной Азии. По информации руководства сил самообороны, военачальники из стран Юго-Восточной Азии в ходе двусторонних встреч всегда затрагивают тему оказания помощи для повышения боеспособности.
Осознание влияния Китая
Япония расширяет помощь в этой сфере, поскольку осознает, что Китай непрестанно укрепляет свое экономическое и военное влияние. Изначально силы самообороны предоставляли помощь в таких областях, как ремонт дорог и техническое обслуживание автомобилей. Тем не менее в ноябре 2013 года Китай в одностороннем порядке создал опознавательную зону ПВО в акватории Южно-Китайского моря. С тех пор Япония стала регулярно проводить семинары, касающиеся безопасности полетов, а также международных авиационных правил для Вьетнама, Филиппин и других стран, которые находятся в конфронтации с Китаем в связи с проблемой Южно-Китайского моря. Цель подобных мероприятий — совместное закрепление международных правил в области авиации и судоходства.
В 2012 году Япония начала оказывать помощь Вьетнаму, который покупает российские подводные лодки, в области подводной медицины. Источник в министерстве обороны подчеркивает, что цель подобной помощи состоит не в создании антикитайской коалиции. При этом министерство намерено укреплять военное сотрудничество с соседними странами с тем, чтобы иметь возможность оказывать давление на Китай.
По информации министерства обороны, Япония не ставит перед собой цель повысить боеспособность партнерских стран. Тем не менее строгих правил, которые бы ограничивали форматы помощи, не существует. Обычно стороны определяют конкретную программу сотрудничества на основе пожеланий партнерской страны и возможностей сил самообороны. В ближайшем будущем министерство также планирует оказывать содействие по правительственной программе Внешнеэкономической помощи в области развития.
«Подобная помощь позволяет выбирать партнерские страны с учетом интересов страны. Также она является эффективным средством укрепления отношений за счет взаимодействия между представителями военных ведомств», — отмечает старший научный сотрудник Национального института оборонных исследований Масаси Иида (Masashi Iida). А активное оказание помощи в таких хорошо знакомых для сил самообороны сферах, как, например, спасение при стихийных бедствиях, доказывает правомерность таких действий не только японцам, но и мировому сообществу.
При этом военный эксперт Тэцуо Маэда (Tetsuo Maeda) выражает следующее мнение: «Оборонная политика администрации Абэ сосредоточена на укреплении двустороннего военного сотрудничества, однако парламент практически не обсуждает уместность подобной политики. Есть сомнения в том, что японский народ знает о существовании программы оказания помощи иностранным государствам».