19 ноября китайские власти объявили о покупке 24 российских истребителей Су-35 на сумму в два миллиарда долларов. Стоимость одного истребителя составит 83 миллиона.
Казалось бы, довольно странное приобретение. Су-35 — истребитель поколения 4++. У Китая есть истребители такого типа (Чэнду FC-1, JH-7, J-10, J-11), также сейчас разрабатываются две модели пятого поколения — J-20 и J-31.
Возникает вопрос, зачем Китаю российские истребители, если он может сам построить более современные. Ответ прост: у китайских истребителей слишком много проблем.
Власти КНР давно интересовались Су-35. Россия начала переговоры с Китаем о продаже истребителей в 2011 году. Затем переговоры приостановились, потому что китайская компартия (КПК) настаивала, чтобы истребители собирали на китайских фабриках. В 2013 году КПК снова проявила интерес к Су-35. Вся эта ситуация очень напоминает историю с разработкой китайского истребителя J-10.
Китай начал разрабатывать J-10 в 80-е годы, выпустил прототип в 90-е, а затем в 1992 году попросил Россию продать 50 Су-27. Покупка российских истребителей стала сигналом о том, что проект J-10 провалился.
Россия ― главный поставщик истребителей и бомбардировщиков для Китая. Многие самолёты китайской разработки нуждаются в российских запчастях. Китай завершил разработку J-10 только в 2006 году, и то с использованием комплектующих деталей и двигателя из России.
Двигатели для истребителей — ахиллесова пята китайского авиастроения. В 2010 году Китай заявил о выпуске двигателя отечественного производства WS-10A, который является имитацией российского двигателя. Но через год китайцы снова закупили российские двигатели. В этом свете покупка Су-35 может означать, что китайские власти не уверены в своих разработках, включая будущий J-20.
Кроме того, есть ряд проблем в китайских авиастроительных компаниях.
Менеджер из Шэньянской авиастроительной корпорации, пожелавший остаться анонимным, в интервью прошлого года рассказал «Великой Эпохе» о коррупции и проблемах производства в компании.
По его словам, четыре руководителя компании ежегодно присваивают около 100 миллионов юаней (16 миллионов долларов). Комплектующие детали истребителя-перехватчика J-8 производят временные рабочие с восьми фабрик, которые не прошли соответствующего обучения и не имеют сертификатов. По словам менеджера, китайские истребители так часто ломаются, что Шэньянская корпорация содержит специальную бригаду по ремонту, которая дежурит на учениях ВВС КНР.
Недавно государственное телевидение CCTV показало сюжет, где рассказывалось, что детали истребителя «Шэньян» J-15 полируются вручную. Китайские пользователи высмеяли заявление журналистов, что детали J-15 подгоняются техниками с точностью в три микрона. Три микрона ― это 1/25 толщины человеческого волоса. «В наше время при помощи компьютеризированного оборудования можно добиться точности в два микрона. Этот техник в репортаже, наверное, супермен, раз способен добиться точности в три микрона», ― написал один из пользователей.
Некоторые новостные СМИ предположили, что Китай приобрёл Су-35, чтобы бросить вызов американским истребителям и изменить расстановку сил в Азиатско-тихоокеанском регионе.
По техническим характеристикам Су-35 похож на американский F/A-18E/F Super Hornet. У США также есть несколько истребителей четвёртого поколения, включая F-14 Tomcat, F-16 Fighting Falcon и F-15 Eagle.
Покупка Су-35 не даст Китаю преимущества над американскими ВВС и даже соседними странами. У Индии, Южной Кореи и Японии есть свои истребители четвёртого поколения: HAL Tejas, FA-50, F-2. Кроме того, Индия продала Филиппинам 12 самолётов FA-50.
Фактически, другая сторона проблемы для Китая состоит в том, что его конструкторам стоит спешить. Индия, Южная Корея, Индонезия и Япония уже ведут разработки истребителей пятого поколения. Индия разрабатывает HAL AMCA и FGFA (при участии России). Япония работает над Mitsubishi ATD-X, Индонезия и Южная Корея ― над совместным проектом KF-X/IF-X.
По плану все эти проекты будут завершены к началу или середине 20-х годов XXI века. Если Китай уложится в график, истребитель пятого поколения Чэнду J-20 будет готов к 2018 году, а Шэньян J-31 ― к 2020 году.