Предстоящие парламентские выборы в Венесуэле, которые пройдут 6 декабря, обещают стать неким водоразделом в сложной и порой драматичной истории латиноамериканского континента, который Христофор Колумб назвал «землей благодати».
Следует сказать, что после той цивилизационной встречи развитие Латинской Америки все больше и больше сталкивается с трудностями различного характера.
Наверное, не следует делать инвентаризацию тех природных ресурсов, которыми столь богата Латинская Америка. Для других культур природные ресурсы стали платформой развития, но только не в Новом Свете. Стоит отметить, что природные ресурсы не смогли здесь пойти на благо обществу, так как в латиноамериканских странах никогда не соблюдались принципы верховенства закона.
Прав был великий английский философ Томас Гоббс, который предупреждал, что при любой форме правления должна быть сильная государственная власть. Если этого нет, то общество в долгосрочной перспективе обречено на уничтожение.
Волна правительств, пришедших к власти — законно или нет — не удосуживались принимать во внимание деятельность своих предшественников. Это приводило общество в состояние непрерывного кошмара, когда то, что делается с таким трудом днем, тут же уничтожается ночью. В результате нации, населяющие Латинскую Америку, были обречены жить в нищете и бесправии.
Однако глобализация экономики способствовала изменению ситуации. Такие страны, как, например, Чили, Уругвай, Коста-Рика, где общества придерживаются правила верховенства закона, смогли разорвать этот порочный круг и пойти по пути роста числа представителей среднего класса. Параллельно проводятся экономические реформы, что способствует постепенному выходу этих государств на уровень развитых стран.
В Венесуэле мы видим обратный процесс. Так называемые идеи Боливарианского социализма, основанные на нефтедолларах, когда все можно купить за проданную нефть, свели на нет желание властей заниматься промышленностью и сельским хозяйством. К этому следует добавить уничтожение институциональной структуры Венесуэлы и стремление влиять на политику своих латиноамериканских соседей. Все эти факторы привели к опасной эрозии верховенства закона.
Венесуэла в глазах мировой общественности ассоциируется с государством, где процветают организованная преступность и терроризм.
Венесуэльский народ лишен возможности создавать товары с добавленной стоимостью, он превратился в государственных подданных, живущих за счет субсидий для бедных. В то же время венесуэльские высокопоставленные государственные служащие стали миллиардерами и вполне могут конкурировать с Биллом Гейтсом, Ричардом Брэнсоном и Марком Цукербергером, которые стали богачами благодаря своему труду.
Парламентские выборы в Венесуэле должны стать моментом истины для Латинской Америки. Все опросы общественного мнения предсказывают победу оппозиции. Вместе с тем надо помнить, что венесуэльские власти в условиях отсутствия прозрачности, преследования своих политических оппонентов и оппозиционных СМИ, могут фальсифицировать результаты выборов, а ради сохранения власти пойти на применение насилия по отношению к собственному народу.
Если это произойдет на глазах у мировой общественности, то авторитарные режимы получат ясный сигнал о том, что демократия ничего не стоит, что с ней можно творить любые беззакония. Вслед за этим последует цепная реакция насилия меньшинства по отношению к тем, кто защищает демократические принципы и свободы.
Не останется в стороне и организованная преступность, которая ради сохранения своих интересов готова превратить Венесуэлу в подобие «пещеры Али-Бабы».
Такое развитие событий несет угрозу фундаментальным свободам Соединенных Штатов.
Только свободные и честные выборы, когда будет учтен голос каждого избирателя в Венесуэле, смогут обеспечить построение правового государства на континенте.