В воскресенье на саммите в Брюсселе, ЕС и Турция заключили соглашение по миграционному кризису, которым предусмотрено предоставление 3 миллиарда евро в течение следующих двух лет с тем, чтобы Турция могла справиться с приемом сирийских беженцев. Взамен южная соседка Болгарии поможет остановить поток мигрантов в ЕС. На саммите было достигнуто соглашение об ускорении переговоров о присоединении Турции к ЕС. Несколькими днями ранее Европейский парламент рассматривал вопрос о вводе постоянного и полного контроля над внешними границами ЕС. Была согласована резолюция о предотвращении радикализации и вербовки европейских граждан террористическими организациями.
В пленарном зале выступила и болгарский евродепутат Илиана Йотова — зампредседателя Комиссии по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам.
«В первую очередь, необходимо укрепить внешние границы ЕС. Хочу особо подчеркнуть, что нельзя говорить о безопасности только Шенгенского пространства. Надо говорить о безопасности всего ЕС. Очевидно, что и Болгарии, и остальным странам не хватает ни ресурсов, ни достаточного числа экспертов. Налицо опасная тенденция, особенно среди радикальных партий в Европе, которые связывают миграцию непременно с терроризмом, а терроризм — с определенной религией. Необходимо противодействовать этим тенденциям. Но мы обязаны знать кто, зачем и с какой целью желает попасть на территорию ЕС. И поскольку Болгария является внешней границей ЕС, то для нас это особенно важно».
Российский самолет, сбитый Турцией, продолжает быть в фокусе общественного внимания. Каковы последствия этого инцидента, чего можно ожидать?
«Этот рисковый шаг со стороны Турции приведет к срыву соглашения из девяти пунктов, которое было достигнуто 14 ноября в Вене, — говорит Симеон Николов, директор Центра стратегических исследований безопасности и международных отношений. — Другим последствием станет обострение отношений между Западом и Россией. Турецкая сторона может воспользоваться случаем для актуализации некоторых своих идей, таких как зона, запрещенная для полетов, позднее переформулированная в свободную зону, аргументируя это тем, что необходимо контролировать часть территории Сирии. В итоге, доверие к Турции падает. Она всегда была трудным партнером, как для ЕС, так и для НАТО и США».
«Я считаю, что это плохо взвешенный акт, который изменит не баланс сил, а отношения на Ближнем Востоке, — отметил, со своей стороны, эксперт по безопасности Славчо Велков. — Ответ будет военного, политического и экономического характера. Возможно, что-нибудь произойдет в Черном море, потому как там есть турецкие самолеты и суда, которые часто нарушают воздушное и морское пространство. Я удивлен цинизмом Турции, которая ссылается на международное право и неприкосновенность границ. Мне хорошо известен район инцидента. За последние 15 лет там зарегистрировано более 200 нарушений воздушного пространства со стороны Турции».
Каковы способы борьбы с ИГИЛ?
Тома Биков из Института правой политики прокомментировал позицию Болгарии в этой сложной политической обстановке.
«Болгарская позиция не изменилась за последние два года. Это означает, что она устойчивая. Мы первыми начали укреплять границу с Турцией и строить ограждения, за что были раскритикованы. Хотя бы в Европе мы должны остановить саудовское финансирование. Не пора ли запретить лицам, получающим под какой-либо формой средства из Саудовской Аравии, проповедовать радикальный ислам? Не пора ли нам задуматься о создании Государственного исламского училища в Болгарии, в котором ислам преподавали бы по программе, составленной Министерством образования? Если у нас не будет адекватной реакции по этому вопросу, то спустя время нам не придется ждать чужих джихадистов, ибо мы создадим своих. Болгария предоставила убежище 90 процентам тех, кто за ним обратился. Но тем, кто пересекает границу незаконно, убежища не будет дано».