События в Сирии и нашествие беженцев на время отвлекли внимание европейцев от Греции — страны, которая до середины года была в центре их внимания. Утвержденный в августе министрами финансов еврозоны третий пакет помощи для Греции на время снял остроту финансового кризиса, однако трудноразрешимая для всей еврозоны греческая проблема осталась. Предоставленный Греции пакет помощи в 86 миллиардов евро рассчитан на три года. Основная часть денег должна пойти на поддержку греческих банков и покрытие многомиллиардного долга страны. В ответ Греция обязана осуществить меры жесткой экономии и провести экономические реформы. Однако экономическая ситуация в Греции не подает признаков улучшения, и это в конечном счете грозит обвалом всей системе евро.
По мнению президента мюнхенского экономического института Ifo Ханса-Вернера Зинна, третий пакет помощи Греции означает всего лишь отсрочку дефолта — до лета 2018 года. После этого надо будет либо предоставлять Греции четвертый пакет помощи, либо организовывать Grexit (выход страны из зоны евро). Диагноз предельно прост: Греция неконкурентоспособна в составе еврозоны. Ни один из предоставленных до сих пор пакетов помощи не дал эффекта: греческая экономика разрушена, страна практически ничего не экспортирует, все держится только на кредитах международной «тройки» кредиторов (МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссия). В оставшиеся два с половиной года ситуация вряд ли изменится, так как объективные факторы кризиса не устранены. Для сравнения, почасовая оплата труда в Греции составляет 15 евро, в соседних Румынии и Болгарии — 3-4 евро, в Турции — 5 евро. Если Греция в три раза дороже своих соседей, то как она может привлечь инвестиции? Оставаясь в зоне евро, при отсутствии инвестиций и дороговизне рабочей силы Греция обречена на массовую безработицу. Это создает взрывоопасную социальную ситуацию, которая может распространиться и на другие страны южной Европы. Уже сейчас в Греции самый высокий уровень безработицы в Европе — 25,6% (для сравнения — в Испании — 23%, Италии — 12,4%, Франции — 10,5% и Германии — 7,3%). Ханс-Вернер Зинн считает в этом контексте, что выход из еврозоны пошел бы на пользу греческой экономике и Европе в целом. Если еще несколько лет назад эксперты опасались крайне негативных последствий для еврозоны в случае выхода Греции, то сейчас эти опасения не столь велики: большинство зарубежных банков и инвесторов избавилось от греческих активов и уже не так сильно зависят от дальнейшего развития событий в этой стране.
Предоставление третьего пакета помощи Греции — плохое решение, поскольку оно вредит не только Греции, но также делает всю еврозону менее привлекательной для инвесторов. Еврозона становится по факту «трансферным союзом», в котором страны Центральной и Северной Европы компенсируют недостаточную конкурентоспособность Юга путем передачи части своих доходов. В этой связи уже сейчас представляется маловероятным вступление в такую еврозону Польши и Чехии.
Греческий кризис начался в 2008 году, когда Афины опубликовали данные о дефиците бюджета и лишились доступа к мировым кредитным рынкам. В 2010 году «тройка» международных кредиторов предоставила Греции первый пакет помощи на астрономическую сумму в 240 миллиардов евро. Уже тогда Греции были выставлены жесткие условия — борьба с коррупцией и выводом капиталов, сокращение расходов и улучшение бизнес-климата. Однако это не дало результата: за последние 5 лет греческая экономика сократилась на четверть, а безработица перевалила за 25% трудоспособного населения, достигнув 1,2 миллиона человек. В отличие от Греции другие кризисные страны еврозоны (Португалия, Ирландия и Испания) приняли меры по оздоровлению экономики и финансовой системы и добились определенных успехов.
В Греции, по оценке международных наблюдателей, сложилась крайне тяжелая гуманитарная ситуация: из 11 миллионов жителей только одна треть (3,6 миллиона) имеет стабильный источник дохода, угрожающими темпами растет бедность, все больше греков живет на социальные пособия и помощь родственников-пенсионеров. Греция, по наблюдению социологов, становится страной безработных и пенсионеров. Вместе с тем, социальные пособия и пенсии постоянно снижаются: так, с начала кризиса пенсии по требованию «тройки» были урезаны на четверть. Нелегко приходится и занятому населению: уровень реальных доходов сократился с 2009 года на 25%, сейчас средняя зарплата составляет 815 евро в месяц. Постоянное обнищание населения ведет к эрозии всех сфер экономики и социальных систем, страна не способна обеспечить устойчивый экономический рост. Добавляет проблем и старение населения: Греция имеет самую неблагоприятную демографическую структуру в ЕС. По оценке греческого Alpha Bank, на десять трудоспособных лиц приходится три пенсионера старше 65 лет, а к 2060 году их будет шесть.
Совершенно очевидно, что навязанная Греции политика жесткой экономии ведет к сокращению занятости и росту бедности. В этой связи греки возлагают все большую долю вины на Германию и лично канцлера Ангелу Меркель, которые не желают смягчить этот курс. Не только Греция, но также Италия и Франция призывают Германию отказаться от анахроничного требования минимального бюджетного дефицита.
Далеки от разрешения и проблемы банковского сектора Греции. По оценке ЕЦБ, четырем крупнейшим греческим банкам необходим дополнительный капитал в 14,4 миллиарда евро, и эту рекапитализацию необходимо провести до конца года. В противном случае пострадают клиенты и акционеры. Согласно новым европейским правилам, держатели всех незастрахованных вкладов свыше 100 тысяч евро будут платить за «спасение» своих банков. Это будет означать банкротство многих частных лиц и компаний.
По мнению немецкого обозревателя Вольфганга Мюнхау, противоречие заложено в самой конструкции еврозоны: 19 стран приняли на вооружение единую валюту под контролем европейского центробанка, однако сохраняют национальную бюджетную и налоговую политику. Раньше «отстающие» экономики Юга печатали национальные деньги для покрытия долгов, однако теперь жесткий каркас евро не позволяет им это делать. В результате, противоречия Севера и Юга разрывают еврозону. Реально для ее спасения имеется лишь три варианта. Первый — трансферный союз и перекачка денег в южном направлении. Второй — социализация долгов в рамках фискального или банковского союза стран еврозоны, и третий — скупка долговых обязательств «отстающих» стран. Каждый из этих вариантов в отдельности либо их комбинация способны удержать зону евро от развала, но только ценой больших жертв со стороны более развитых стран Европы. Еще одним выходом из ситуации может быть создание Европы «двух скоростей», или «крепкого ядра» в составе Германии, Франции, Австрии и Бенелюкса, с одной стороны, и слабой периферии — с другой. Соответственно будут приняты на вооружение «крепкий» и «слабый» евро.
Тяжелая ситуация сложилась не только в Греции, но и в других странах Южной Европы, прежде всего в Италии, где экономического роста нет уже почти 15 лет. Италия, как и Греция, принадлежит к наиболее пострадавшим от валютного союза странам. Решить проблемы Италии можно лишь при наличии двух условий: радикальной экономической реформы и списания значительной части итальянских долгов, как государственных, так и частных. Именно социализации итальянских долгов больше всего противится Германия. Это ведет к тому, что Италия со временем может выйти из еврозоны.
В ближайшем будущем греков ждут еще более тяжкие испытания. Чтобы получить от «тройки» кредиторов обещанную многомиллиардную помощь, правительство во главе с Алексисом Ципрасом (переизбранным в сентябре) должно принять очередной пакет жестких реформ. В частности, будут еще больше урезаны пенсии, а фермерам повысят налоги. Лидеры основных оппозиционных партий уже заявили, что не пропустят этот пакет через парламент. В случае правительственного кризиса в стране могут быть объявлены новые выборы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.