Зачем НАТО нужно принимать нового члена, армия которого состоит всего из 2 тысяч военнослужащих, численность населения которого лишь слегка превышает численность населения Люксембурга и производство которого развито довольно слабо?
Одно из объяснений приглашения Черногории в НАТО заключается том, что альянс хочет продемонстрировать президенту Владимиру Путину, что Россия не сможет его запугать бряцанием оружием, и что он продолжит расширяться с нужной ему скоростью. И принятие Черногории в ряды членов НАТО — хороший способ донести до России это послание, поскольку это балканское государство имеет тесные связи с Россией, у них даже гербы похожи.
Между тем Россия очевидно уже смирилась с вступлением Черногории в НАТО. С ее точки зрения, было бы гораздо более серьезной провокацией, если бы этот альянс пригласил Грузию, которая также стремится вступить в него, или ускорил бы рассмотрение заявки Украины.
Черногория необычайно привязана к России. Между этими странами действует безвизовый режим и соглашение о свободной торговле. Россия является главным источником иностранного капитала для Черногории. В 2014 году на долю России пришлось 25% от общего объема прямых иностранных инвестиций — это больше, чем у двух других крупнейших инвесторов, Швейцарии и Нидерландов, вместе взятых. Кроме того, значительная часть швейцарских и голландских инвестиций также, возможно, имеет российские корни: эти страны являются излюбленными налоговыми гаванями среди российских бизнесменов.
Большая часть этих инвестиций уходит в область недвижимости, от строительства крупных отельных комплексов, финансируемых московскими компаниями, до строительства жилых домов. По данным аналитического отдела журнала Economist, около 40% недвижимости в Черногории принадлежит россиянам. Многие из этих домов — это летние дома (около 20% иностранцев, приезжающих в Черногорию, это россияне), но тысячи из них являются постоянным местом жительства. Языки, на которых говорят местные жители — черногорский и сербский — очень похожи на русский, а местное Агентство по содействию инвестициям называет отличное владение местного населения русским языком одним из преимуществ этой страны.
Не так давно считалось, что, если вы питаете симпатию к русским, вы должны недолюбливать американцев — и черногорцы действительно недолюбливали их. В 2013 году только 38% местных жителей поддерживали вступление в НАТО. Многие из них — это сербы, которые очень хорошо помнят, какую роль сыграла НАТО в войнах на Балканах в 1990-е годы. Премьер-министр Мило Джуканович (Milo Djukanovic), который управляет Черногорией с 1991 года — эта страна является единственной нацией в Европе, чей лидер не менялся в течение последних 25 лет — был верным союзником бывшего президента Сербии Слободана Милошевича в начале 1990-х годов. Но все изменилось, когда ситуация в Сербии ухудшилась.
Для Джукановича членство в НАТО — это в первую очередь шаг по направлению к вступлению в Евросоюз, которого среди независимых республик, входивших ранее в состав Югославии, добились только Словения и Хорватия. В 2009 году Черногория получила от НАТО план действий по подготовке к вступлению в этот альянс. Однако этот процесс мог затянуться на неопределенный срок.
В 2014 году Путин атаковал Украину и аннексировал Крым, и отношение черногорцев к НАТО несколько смягчилось. Опрос, проведенный в ноябре, показал, что теперь 56% черногорцев поддерживают вступление их страны в НАТО. Для Джукановича, который в последнее время столкнулся с ростом влияния оппозиции, такая смена настроений стала благословением. Его правительство присоединилось к санкциям Евросоюза против России и ускорило процесс подготовки к вступлению в НАТО. Теперь Джуканович обвиняет оппозицию, которая организовала бурные протесты в октябре, в том, что она получает средства от России, но его соперники, разумеется, это отрицают.
Россия, вероятнее всего, не стала прилагать много усилий к тому, чтобы сместить Джукановича. Это, возможно, нужно было сделать ранее в этом году, когда Россия еще надеялась построить подводный газопровод на Балканы, чтобы обогнуть территорию Украины. В то время Россия обвиняла США в разжигании антиправительственных протестов в Македонии, которая поддержала реализацию этого газового проекта. Однако проект встретил сопротивление со стороны Евросоюза, и его свернули. Теперь Россия уже не сможет воспрепятствовать вступлению Черногории в НАТО. У России нет там никаких масштабных стратегических интересов, а НАТО является стабилизирующим факторов в регионе, где никто, в том числе Россия, не хочет дестабилизации.
В прошлом году Россия выражала свое недовольство в связи с перспективой вступления Черногории в НАТО. Министр иностранных дел России сказал, что это будет «провокацией». Теперь, когда это уже фактически случилось, реакция России оказалась довольно сдержанной. На вопрос о том, станет ли Москва предпринимать какие-либо меры, пресс-секретарь Владимира Путина ответил: «Ничего конкретного пока не ожидается, приоритеты сейчас — другие».
Черногория — слишком маленькое периферийное государство, которое не может отвлечь Путина от гораздо более серьезных проблем в других регионах.
Что касается тех россиян, которые сделали это крохотное государство своим домом, они, возможно, почувствуют облегчение, оказавшись под защитой НАТО. Марат Гельман, некогда известный московский галерист, который сейчас работает над одним художественным проектом в черногорском городе Будва, обрадовался приглашению Черногории в НАТО. «Русские здесь будут ассоциироваться не с зелеными человечками, а с художниками и музыкантами», — написал он на своей страничке в Facebook.