Как можно эффективно бороться против исламистского террора, не затрагивая при этом интересы тех, кто не виновен? Как искоренить одну долю зла, не прибегая к ограничению — сверх необходимости — собственных прав на свободу? Этого можно добиться, если лишить терроризм его финансовой силы. Правда, в результате «халифат» не исчезнет. Но если глобальная сеть терроризма потеряет существенный объем финансирования, террористы могли бы купить меньше оружия, совершить меньше терактов, меньше заниматься пропагандой. Поскольку все это стоит больших денег.
Непонятно, почему тяжелогруженые бензовозы из подконтрольных «Исламскому государству» территорий годами беспрепятственно ездили в Турцию и другие соседние страны, чтобы через день вернуться обратно. Почему многочисленные транспортные средства были уничтожены только после терактов в Париже? Почему ИГ имеет возможность поместить в интернете прекрасно снятые пропагандистские фильмы о своих парадах победы со сверкающими, оснащенными оружием, джипами, тогда как беспилотники могут быстро покончить с этим призраком?
Проблема Саудовской Аравии
Да, беспилотники дороже, но при этом эффективнее внедорожников. Можно бы и спросить, почему европейские страны участвуют в подлых сделках с заложниками. Или почему некоторые арабские, африканские или азиатские страны не предпринимают ничего против рабства.
Запад тоже должен задать себе неудобные вопросы. Можно ли все еще игнорировать то, как хорошо обстоят дела с бизнесом со странами, которые оказывают материальную поддержку террористам? Саудовская Аравия с его нетерпимым и обращенным в прошлое исламом обеспечивает благодатную почву для террора и способствует появлению экстремизма. Федеральная разведывательная служба считает эту страну дестабилизирующим фактором. Но Саудовская Аравия — важнейший союзник Соединенных Штатов в регионе, она является крупным клиентом здешних оборонных компаний и желанным инвестором для наших крупнейших концернов.
Тем не менее политикам следует подвергнуть сомнению роковую связь между деньгами и террором, тем более что зависимость от арабской нефти сегодня ниже, чем раньше. Международное сообщество создало Группу разработки финансовых мер борьбы с «отмыванием» денег (Financial Action Task Force), чтобы освободить мир от скверны под названием финансирование террора. Саудовская Аравия и Нигерия хотели бы войти в ее состав. Не следовало бы доверить козлу капусту охранять.