Это известная тактика. Если у власти плохо идут дела внутри страны, если она не может (или не хочет) победить коррупцию, повысить уровень жизни (не только горстке привилегированных лиц из числа родственников и знакомых) или вывести экономику на новый уровень, то она ищет темы, которые призваны отвлечь внимание граждан от того, что нужно менять в стране на самом деле. То есть от тех, кто ими управляет.
В Польше такой отвлекающей темой бывают обычно аборты или так называемый гендер (чем бы это ни было). В России — это внешняя угроза, ситуация, в которой государство окружают враги, и ему приходится с ними бороться, сомкнув ряды и идя на жертвы.
Провал российской политики на Украине, где коррумпированному президенту вместе с его окружением пришлось брать ноги в руки и бежать под покровом ночи из родной страны, вызвал в Москве агрессивную реакцию. За аннексией Крыма, боями в Донбассе последовали международные экономические санкции. А они продемонстрировали несколько важных вещей. Российская нефтегазовая отрасль не может успешно работать без западных технологий, а это ведет к заморозке добывающих проектов в Арктике (хорошее сочетание слов).
Газпром надеялся возместить убытки от этого проекта в Турции, где он собирался увеличить объем экспорта и создать очередной газопровод. Но тут вновь вмешался Кремль, который охладил отношения со страной, посмевшей сбить российский самолет в своем воздушном пространстве.
Есть ли в этом безумии метод? Первое эмбарго на продовольственные товары из ЕС привело к нынешнему кризису в российской экономике, хотя в Кремле убеждают, что во всем виновата дешевая нефть. Никто не говорит, что нефть не имеет никакого значения, но власти могли бы уменьшить зависимость бюджета от экспорта энергоресурсов. В России об этом говорится последние 20 лет. Но год оказался неудачным: цены в магазинах продолжают повышаться, инфляция достигла двузначного показателя, обанкротилось множество импортеров, разорилось рекордное количество туристических агентств, банки держатся наплаву благодаря помощи государства. Сейчас появилось новое эмбарго. Цены уже начали повышаться: в магазинах, поездах и самолетах. Рубль снова дешевеет, спираль закручивается, а власти убеждают соотечественников, что во всем виноваты внешние враги.
Россияне обладают безграничным, как их родина, терпением. Они не способны на такие порывы, как украинский Майдан. Но когда терпение в конце концов иссякает, взрыв сметает все и превращает страну в руины. Новые власти начинают все сначала, с чистого листа. Но если это будет старая власть?