Китай диверсифицирует источники импорта нефти, уменьшая свою зависимость от ряда ведущих мировых поставщиков энергоресурсов.
Импорт в Китай из стран ОПЕК — таких, как Саудовская Аравия и Ливия, — сильно упал за последние годы. Одновременно, по данным китайских таможенных служб, возросли поставки из России и Бразилии.
Китай обладает огромным влиянием на мировые нефтяные рынки. Поэтому страны ОПЕК — и в особенности заправляющая в организации Саудовская Аравия — считают экспорт в эту страну приоритетным направлением.
Для министров из стран ОПЕК, которые должны собраться в пятницу в Вене, чтобы оценить результаты идущей уже не первый год борьбы картеля с сильными соперниками за долю рынка, контракты с китайскими покупателями — важная цель.
Так что же происходит?
Хотя ОПЕК остается для Китая ведущим поставщиком, обеспечивающим ему более половины нефтяного импорта, Пекин в последние пять лет стремится снизить зависимость от организации. В Китае стало появляться все больше автомобилей, дизельных генераторов и фабрик, требующих импортной нефти — в основном из стран ОПЕК. Это помогло ценам на нефть подняться выше 100 долларов за баррель, и вдобавок на этом фоне страна начала сталкиваться с нарушениями поставок. Перебои с поставками из ряда источников — от Ливии до Южного Судана — подтолкнули Китай к диверсификации нефтяных контрактов и строительству новых хранилищ.
Данные по импорту нефти в Китай с 2010 года по октябрь этого года демонстрируют, что планы по диверсификации удалось провести в жизнь. Хотя зависимость Китая от иностранной нефти продолжает расти, доля ОПЕК в китайском импорте, достигшая в середине 2012 года максимального уровня почти в 70%, сократилась до 55%.
Хотя после того, как Китай вложил значительные средства в несколько крупных месторождений в Ираке, в страну стало поступать больше иракской нефти, за последние пять лет доля Саудовской Аравии и Ирана в китайском нефтяном импорте постепенно снизилась, а Ливия лишилась статуса крупного поставщика. Ниже приводятся графики, демонстрирующие процентную долю каждой из стран в китайском импорте.
Главным бенефициаром стала Россия, следом за ней идут Бразилия, Колумбия и Оман.
Почему Китай так важен?
Китай — ключевой покупатель. Стремительно растущий спрос на энергоносители — особенно на нефть и нефтепродукты — сделал его к 2011 году крупнейшим потребителем энергии в мире. В прошлом году он стал крупнейшим чистым импортером нефти в мире.
Хотя с 2012 года экономический рост Китая замедлился из-за попыток Пекина сместить баланс экономики от тяжелой промышленности в сторону потребления, в прошлом году на долю этой страны, по данным министерства энергетики США, приходилось более 40% роста мирового потребления нефти.
«Китайский поворот» шел уже давно. Сланцевый бум уменьшил зависимость Америки от ближневосточных, западноафриканских и латиноамериканских поставщиков нефти. Это заставило страны-экспортеры искать новых покупателей. Снижение спроса в Европе также подтолкнуло их в сторону Китая и других ключевых азиатских рынков. В результате структура мировых торговых потоков изменилась.
Что делает в связи с этим ОПЕК?
Укрепление связей с азиатскими клиентами — и в первую очередь с Китаем — было частью принятой под влиянием Саудовской Аравии стратегии ОПЕК, отдающей приоритет экспорту в долгосрочной перспективе, а не краткосрочным прибылям. Ее смысл заключался в том, чтобы закрепить за собой долю рынка.
Однако сейчас нефтяной рынок перенасыщен, и Китай — долгое время переплачивавший за иностранную нефть — избалован выбором. В результате и Саудовская Аравия, и Иран теперь постоянно посылают своих представителей в Пекин — заманивать покупателей и заключать долгосрочные сделки.
Закулисные сделки
Однако склонность Китая заключать с Россией, Бразилией и рядом других стран сделки по схеме «кредиты в обмен на нефть» сильно осложняет для Саудовской Аравии и ее коллег по ОПЕК борьбу за долю рынка. Китай давно утверждает, что ему выгоднее заключать двусторонние соглашения, чем покупать нефть на открытом рынке.
В связи с этим даже Саудовская Аравия сейчас пытается привлечь на свой рынок китайские инвестиции. Дополнительный нефтяной экспорт из Ирана — если с этой страны снимут санкции — только увеличит конкуренцию. Впрочем, не все китайские инвестиции оборачиваются выгружаемыми в китайских портах баррелями нефти. Китай не скупился на кредиты и инвестиции для Венесуэлы, Казахстана и Эквадора, однако это не окупилось.