Черногория скоро окажется в НАТО
На прошедшей в среду встрече в Брюсселе министры иностранных дел 28 стран-членов НАТО «пригласили» Черногорию в альянс. Таким образом, это небольшое государство с населением в 650 000 жителей, которое отделилось от Сербии и провозгласило свою независимость в 2006 году, станет 29-м участником Организации Североатлантического договора по итогам процесса вступления (он, как предполагается, займет полтора года). Последнее расширение альянса состоялось в 2009 году, когда к нему присоединились Албания и Хорватия. Черногория становится третьей по счету республикой бывшей Югославии, которая вступает в НАТО (после Словении и Хорватии).
Хотя причины стремления этого небольшого государства в НАТО вполне понятны (это шаг рассматривается как предпосылка к присоединению к ЕС, которому она уже представила свою кандидатуру), с тем, почему НАТО хочет принять ее в свои ряды, определенности меньше. Наверное, оно, как и любой организм, стремится жить и расти, а также сохранило сформировавшиеся во время войн в Югославии рефлексы: есть мнение, что опасность для мира в регионе представляет только Сербия, особенно если она вдруг свяжет свою судьбу с Россией.
Изоляция Сербии
Происходящее лишь подчеркивает ту изоляцию, в которой находится Сербия (в альянс она не входит). НАТО и ЕС относятся к Черногории с нарочитой благосклонностью, несмотря на отступления от демократии, высокий уровень коррупции и недостатки в плане формирования правового государства.
Последние 25 лет (рекорд для Европы) Черногорией руководит Мило Джуканович, бывший сподвижник сербского диктатора Слободана Милошевича, вместе с которым он участвовал в военной эпопее в Хорватии и в меньшей степени в Боснии (но дистанцировался от него во время натовского вмешательства в Косове в 1999 году). Джукановичу удалось добиться независимости страны без конфликта с соседней Сербией, где проживает в десять раз больше людей. Он практически непрерывно находится на самой вершине власти, занимая кресла то президента, то премьер-министра.
Обвинения в зоофилии
Представители его клана, в первую очередь брат и сестра, значатся в списке самых влиятельных и богатых людей страны. Он практически заткнул рот оппозиции, а на СМИ и НКО обрушивается настоящий поток клеветы. Больше всего досталось президенту антикоррупционной ассоциации MANS Ванье Чалович (Vanja Ćalović), которую в прошлом году обвинили в зоофилии, представив в доказательство фальшивые фото. Сам премьер Джуканович посчитал нужным отметить, что активистку критикуют не из-за ее общественной работы, а из-за «аморального поведения».
Как бы то ни было, нельзя сказать, что Черногория не продвинулась вперед. Под давлением партнеров из ЕС и НАТО, она приняла меры по борьбе с коррупцией. Правоохранительные органы недавно возбудили дела против мэров Бара и Будвы (члены партии власти), где произошли громкие скандалы с недвижимостью. В то же время попытки оппозиции выступить с критикой покупки голосов на выборах или добиться реформы избирательной системы ничего не дали. Месяц назад полиция жестко разогнала демонстрантов, среди которых были и требовавшие проведения новых выборов депутаты.
Москва против
Если на протяжение последних десяти лет правительство называло всю оппозицию «просербской», теперь на смену этому определению пришли ярлыки «пророссийский» и «антинатовский». Население этого небольшого государства действительно традиционно испытывает теплые чувства к России и сильно разделено по поводу вступления в Североатлантический альянс. Люди вспоминают, как российские цари помогали маленькому княжеству в борьбе с османами в XVIII и XIX веках. Что касается проживающих на севере сербов, они так и не смогли простить НАТО бомбардировки 1999 года.
Россия, у которой имеются очень развитые экономические связи с Черногорией, назвала приглашение «провокацией» и отметила, что очередное расширение на восток станет ударом для отношений Москвы с альянсом. Но ее нынешнее раздражение нельзя даже сравнивать с той бурей негодования, которую она бы подняла, если бы речь шла о Грузии или Украине. А для них дверь в НАТО все еще закрыто.