Потери российских аграриев от возможного закрытия турецкого рынка могут составить более 1,4 миллиарда долларов., наибольшие шансы закрыть эту «дыру» в силу специфики рынка получит именно Украина.
Несвязанные на первый взгляд вещи оказываются, порой, связаны самым неожиданным и парадоксальным образом. Кто мог бы представит, что сбивая вторгшийся на ее территорию российский истребитель, Турция разрушает установившийся на протяжении многих лет порядок на рынке агропродукции. И дело теперь не только в потере ею российского рынка овощей и фруктов, а в том, что занимавшая до сих пор прочные позиции на турецком рынке зерна и подсолнечного масла Россия сама оказалась под угрозой зеркальных санкций. Украинские аграрии, которые до сих пор не имели шансов победить Россию в конкурентной борьбе за турецкий рынок, неожиданно получили возможность заработать дополнительно более 1 млрд экспортных долларов.
В ожидании турецкого ответа Кремлю
Украина обеспечит продовольственную безопасность Турции в случае отказа России поставлять агропродукцию на рынок страны, заявил премьер Арсений Яценюк на последнем заседании Кабмина. «Украина готова протянуть руку Турции, и мы обеспечим продовольственную безопасность Турции. И Министерство аграрной политики уже получило соответствующие поручения и провело консультации с нашими турецкими партнерами», — заявил он.
Министр аграрной политики Алексей Павленко сообщил, что для «ускорения процесса коммуникации с турецкой стороной и активизации двухстороннего торгово-экономического сотрудничества» встретился с чрезвычайным и уполномоченным послом Турецкой Республики на Украине Йонетом Джаном Тезелем. «По результатам встречи могу сказать, что Турция открыта для диалога с нами. В планах — проведение очередного заседания двухсторонней рабочей группы по вопросам сельского хозяйства и налаживание бизнес-связей между странами», — написал министр в своем блоге.
По словам министра, за десять месяцев Украина поставила в Турцию агропромышленной продукции на 566 млн долл. «Большая часть украинских поставок приходится на зерновые злаки, семена масличных культур и масло… Если поставки увеличатся, то речь идет о сотнях миллионов долларов», — написал министр. По его словам, в частности по зерну Украина имеет возможность удвоить поставки. По состоянию на 27 ноября на Украине намолочено 59,7 миллиона тонн. Для экспорта имеем не менее 17 миллионов тонн. Хорошие перспективы и для увеличения объемов поставок подсолнечного масла: за 2014-2015 год на Украине было произведено 4,2 миллиона тонн продукта, из которых на экспорт может быть поставлено 3,9 млн т (объем потребления на внутреннем рынке не превышает 0,4-0,5 миллиона тонн).
Дело-то как раз в возможной реакции Турции на введенные в отношении нее в одностороннем порядке санкции России.
Сейчас эксперты единодушно заговорили, что остановка этих поставок может подтолкнуть Турцию к ответным, зеркальным мерам. Глаз за глаз. Турецкий дипломатический источник дал неоднозначно понять, что Анкара может объявить о зеркальных мерах, пишет российский «Коммерсант». Да и премьер Турции Ахмет Давутоглу абсолютно не анонимно, а очень даже открыто заявил, что «не только у Турции есть экономические интересы, Россия тоже имеет экономическую заинтересованность в Турции». Так что теперь, как говорится, вопрос времени.
Согласно постановлению российского правительства, Турции запретили продажи в России мяса птицы, гвоздик, томатов, апельсинов, яблок, мандарин, винограда, груш, персиков, слив, клубники. Позиций, в которых Турция была представлена лучше всего.
Доля турецких фруктов в российском импорте — 14,5%, овощей — 19,5%. На Турцию приходится 41% импорта винограда, 23% — сухофруктов, 41% — помидоров, 25% — огурцов. 27% всех цитрусовых в России были из Турции. С учетом доли импорта в общем потреблении фруктов (75%) каждый девятый фрукт, покупаемый россиянами, — из Турции.
Понимают реальную угрозу ответных санкций и российские поставщики зерна и масла, которые в условиях сложившейся неопределенности остановили поставки в страну. Особенность зернового и масличного бизнеса в том, что в них не бывает однодневных контрактов. А штрафные санкции серьезные. Вот и не хочет никто рисковать.
Российские экспортеры зерна уже приостановили заключение контрактов на поставку зерна в Турцию из-за опасений ограничительных мер, отгружают только то зерно, которое уже продано, сообщил российскому «Интерфаксу» представитель зернотрейдерской компании. «В условиях неопределенности и мер, принимаемых на смежных рынках, новых продаж никто не делает, рисковать никто не будет, — сказал представитель зернотрейдерской компании. — Сейчас главная задача — отгрузить то, что уже продано».
До уничтожения бомбардировщика Турция была вторым после Египта покупателем зерна России. По словам главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, с начала года на турецкий рынок было поставлено 3,5 миллиона тонн зерна — это почти 12% от общего объема экспорта зерновых из России. В прошлом году 4,2 миллиона тонн (18% в общем объеме). По подсолнечному маслу и того больше, в 2014 году его экспорт в Турцию составил 581 тысяч тонн, доля в российских поставках — 45%. По оценке эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Елены Разумовой, общая сумма экспорта по пшенице, кукурузе и подсолнечному маслу в 2015 году составила порядка 1,4 миллиарда долларов. В общем экспорте из России поставки в Турцию продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья занимали третье место после энергоносителей и металла с долей 6,8% (весь объем внешнеторгового баланса России с Турцией за 9 месяцев 18,07 миллиарда долларов).
Отобрать рынок
Таким образом перспектива перетянуть эту валютную выручку вполне зримо открывается перед Украиной. «Дело в том, что исторически так сложилось, что Россия и Украина — основные поставщики зерна и подсолнечного масла в Турцию. И если по зерну конкуренцию может составить, к примеру, Франция, то по подсолнечному маслу нашу пальму первенства вырвать некому», — говорит руководитель аналитического агентства ААА Мария Колесник.
До сих пор украинцам никак не удавалось подвинуть Россию на турецком рынке. Эксперты аграрной отрасли единодушно утверждают, что вопрос уж точно не в качестве. По качеству ни наша украинская пшеница, ни подсолнечное масло не уступали российским ни на йоту.
Вопрос, заключается в газе! В том самом природном газе, на запасах которого Россия сидит в силу географических возможностей и за который с треском выкручивает руки всем странам, включая Украину. И вопрос даже не в том, что газ дешевле обходится российским перерабатывающим заводам, энергозависимым сушилкам зерна и элеваторам. Важным моментом является стоимость производства минеральных удобрений. И они в России за счет газа дешевле, чем на Украине. «В итоге получалось так, что подсолнечное масло на турецком рынке Россия предлагала в среднем на 10 долл. дешевле, чем Украина, а для бизнеса это имеет решающее значение» — отмечают в ассоциации «Укролияпром».
Так что в прошлом году Украине удалось поставить в Турцию только 180 тысяч тонн масла, а России — почти 500 тысяч тонн.
Турция очень привлекательна в плане реализации ей подсолнечного масла, отмечают участники рынка. Страна покупает его не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и для своего «маленького бизнеса». Турция масло фасует и продает его дальше, в арабские страны, отмечают они. «Безусловно, украинские производители, если у них будет возможность, нарастят поставки подсолнечного масла в Турцию. В 2015/16 МГ только за один месяц — октябрь — Украина экспортировала в Турцию 30,2 тысячи тонн, на 21,82 миллиона доллров, масла подсолнечного, или 8% от общего объема поставок этой продукции из Украины. Турция вошла в четверку наибольших импортеров украинского подсолнечного масла. Впереди по результатам октября — только Индия — 51%, Китай — 15%, Малайзия — 8,1%», — сообщили в «Укролияпроме». Украина может поставлять Турции и шрот (используется для изготовления высокобелкового корма в животноводстве), а также другие виды масложировой продукции, отмечают в Ассоциации.
Украина до сих пор мало поставляла в Турцию пшеницы, поскольку у турок были очень тесно налаженные связи с Россией, отмечает Мария Колесник. По ее словам, Россия сознательно демпинговала, продавая зерно в среднем на 5-10 долл. на тонне дешевле, чем оно предлагалось из Украины. Это отчасти объяснялось политикой и близкими российско-турецкими отношениями из-за проектов в Татарстане. «Туда шло много турецких инвестиций, именно в Татарстан», — говорит Колесник. Россия интересовала Турцию из-за энергоносителей.
По ее словам, если в подсолнечном масле и кукурузе у нас конкурентов на турецком рынке после возможного ухода России не будет, то по продовольственной пшенице на первые роли может выйти Франция. «Но все, снова-таки, будет зависеть от цены, у нас есть возможность продавать пшеницу дешевле французской, и логистика короче, так что украинцам карты в руки», — говорит эксперт.
Аналитик аграрных рынков компании «Про Агро» Артем Яренко отмечает, что Украина была преимущественно представлена в Турции фуражным зерном. «В сегменте продовольственной пшеницы, в случае ухода с турецкого рынка России, Украине придется конкурировать также с Австралией, Канадой, а также близлежащими Пакистаном и Ираном, которые в этом году собираются экспортировать определенные объемы пшеницы 2-3-го классов», — говорит он.
Играет на руку украинским экспортерам и тот факт, что сезон 2014/15 годов был крайне неудачным для турецких аграриев, выращивающих зерно. В стране случилась самая суровая за сто пятьдесят четыре года засуха. Так, национальный урожай пшеницы в Турции в 2014/15 маркетинговом году снизился на 2,3 млн т по отношению к предшествовавшему году, до 19,8 млн т. Таким образом, Турция из-за климатических условий из страны, обеспечивающей себя зерном собственного производства и зарабатывающей на перепродаже заграницу как собственного так и зерна черноморского региона, превращается в нетто-импортера», — отмечает Яценко. Эксперт говорит, что Турция, преимущественно, импортирует высококлассную продовольственную пшеницу первого и второго класса, которую легко переработать в высокомаржинальную продукцию.
И пока на Украине готовятся получать дивиденды, в России трейдеры буквально «сушат весла». По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, если в отношении Турции будет введен запрет, то на двух крупных российских рынках — зерна и подсолнечного масла — будут проблемы.
«Перенаправить турецкие объемы подсолнечного масла, например, на другие рынки, затруднительно, поскольку у нас два крупных покупателя — Турция и Египет, на которые приходится до половины экспорта», — сказал он.
Эти объемы будет крайне сложно пристроить в других странах, подчеркивает эксперт. В результате в трудном положении могут оказаться производители зерна Ростовской и Воронежской областей, которые ориентированы на его отгрузку через Азовский терминал.