Однажды мы узнаем точное содержание беседы, которую вели главы двух государств в Париже на саммите по вопросам изменения климата, подобно тому, как несколькими неделями раньше они обменялись мнениями на встрече глав государств большой двадцатки.
Почему все так безрезультатно? По всей видимости, потому, что не было придано должного внимания резолюции, внесенной РФ в Совбез ООН в сентябре нынешнего года, призывавшей к объединению усилий, то есть, практически к тому, ради чего Франсуа Олланд объехал полмира после терактов в Париже. Удалось ли ему чего-то добиться? Поддержки, в первую очередь словесной. Но сейчас нужны не заявления, а совместные жесткие действия, направленные на достижение единой цели.
А действительно ли хотят уничтожить гидру терроризма? Как сказал Песков, большинство правительств не готовы принять действенное участие в достижении этой цели, и об этом свидетельствуют многие признаки.
Если руководствоваться объемом товарооборота (в прошлом году он составил порядка 44 миллиардов долларов) и инвестиционными планами Москвы и Анкары (строительство АЭС, газопровода «Турецкий поток» и другие масштабные проекты), то трудно представить себе, что могло произойти что-либо более бессмысленное.
Именно в этом контексте взаимовыгодных отношений, по моему мнению, следует понимать то, что Путин охарактеризовал как «удар ножом в спину» со стороны ВВС Турции, который привел к приостановке ранее существовавших контактов по военной линии. Администрация Эрдогана не воспользовалась этими контактами для предотвращения инцидента.
Эрдоган отрицает, что ИГИЛ (ДАИШ) отправляет в Турцию караваны груженных ворованной нефтью бензовозов, требуя при этом доказательств. Ему разве недостаточно сделанных со спутников снимков, которые Путин представил во время саммита G-20 в Анталье? И ничего нового в этой информации нет. Об этом уже давно известно.
Иракская разведка в октябре заявила, что контрабанда нефти на турецкий рынок стала одним из источников финансирования исламских радикалов, получающих порядка 100 миллионов долларов в месяц от продажи Турции углеводородов, похищенных с месторождений в Ираке и Сирии.
Это было не первым официальным подтверждением этого факта. Разве турецким руководителям не следовало внимательно его расследовать вместо того, чтобы еще больше нагнетать и без того напряженную обстановку?
Следует отметить, что в районе, где турецкие истребители сбили российский Су-24, действуют несколько террористических групп. В одной из них состоят преимущественно туркмены, и Анкара воспользовалась этим обстоятельством, утверждая, что хотя защитить их. Но ряд авторов они являются союзниками «Аль-Нусры», теснейшим образом связанной с «Аль-Каидой», которая в свою очередь была создана Осамой бен Ладеном, сначала партнером, а впоследствии врагом США. Предполагается, что и устранили этого главаря его же бывшие кураторы. Корни ИГИЛ (ДАИШ) растут оттуда же.
Другими исламистскими группировками, действующими в районах, прилегающих к турецкой границе, являются Исламское движение Леванта, почти полностью состоящее из марокканцев, а также Исламская партия Туркестана, в которую входят граждане среднеазиатских республик и чеченские ваххабиты.
Все эти группировки находятся на данной территории благодаря попустительству со стороны турецких властей, заинтересованных в свержении Асада. Кроме того, в обстановке подобной неразберихи Анкаре проще действовать против курдов, как сирийских, так и турецких.
Только благодаря сдержанному и взвешенному подходу российских руководителей удалось избежать дальнейшей эскалации напряженности. Но если безумные и безответственные действия повторятся, то обстановка в мире может выйти из-под контроля. Причин для этого сейчас более чем достаточно.