На сегодняшний день нет никаких признаков разрешения конфликта между Россией и Турцией из-за сбитого истребителя Су-24. Каждая из сторон дает свою версию, непрерывно выдвигая контрмеры. Взглянув на ситуацию со всех сторон, можно сказать, что этот инцидент серьезно ударяет по российско-турецким отношениям, а также сказывается на антитеррористической обстановке на всем Ближнем Востоке. Да, он не приведет к вооруженному конфликту между Россией и Турцией. Однако сложившаяся ситуация мешает формированию единого фронта против терроризма.
Россия не будет принимать военные меры
Научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем агентства «Синьхуа» Вань Чэнцай (Wan Chengcai) считает, что ответные меры России носят ограниченный характер, и она не пойдет на военные шаги. С точки зрения российской стороны, Турция является членом НАТО, а использование военной силы в отношении Турции равнозначно ссоре со странами-членами НАТО. У России нет такой цели. Россия в отношении НАТО принимает превентивные меры, а не планирует нападение. К тому же она стремится к некоторой разрядке в отношениях с НАТО. А инцидент не только не сможет изменить сложившуюся ситуацию, но лишь ухудшит отношения России с НАТО.
Что до Турции, то ее лидеры не желают обострять отношения между двумя странами. Они подчеркивают решимость защищать национальный суверенитет и в то же время неоднократно заявляли, что Россия является дружественным государством-соседом.
Соединенные Штаты и НАТО, несомненно, стоят на стороне Турции, но их лидеры обращаются к России и Турции с призывом проявлять сдержанность и не допускать эскалации напряжения в отношениях. Это показывает, что Соединенные Штаты и НАТО не хотят и не смеют напрямую ссориться с Россией из-за инцидента с истребителем.
Сложности в формировании единого фронта против терроризма
В настоящее время в Сирии существует две антитеррористических коалиции: одна во главе с США, другая во главе с Россией. Россия постоянно призывает организовать международный единый фронт против терроризма под руководством ООН, призывает сплотиться и совместно наносить удары по «Исламскому государству», как это было в эпоху борьбы против фашизма во Второй мировой войне. Но до сих пор эффекта это не возымело.
По мнению Вань Чэнцая, межрелигиозный конфликт на Ближнем Востоке и соперничество между крупными державами — в этом регионе дело далеко не новое. В дополнение к этому, в кризис активно вмешиваются крупные державы, не входящие в регион, что в долгосрочной перспективе приводит к появлению новых дестабилизирующих факторов. Инцидент с истребителем усложнит и без того сложную ситуацию. Поэтому становится сложнее формировать единый антитеррористический фронт против «Исламского государства» и других экстремистских групп. Отложить разногласия и начать совместную борьбу против врага можно будет только в том случае, если страны в полной мере осознают опасность, исходящую от «Исламского государства» и других экстремистских организаций, и во имя человечества и всех стран сплотятся в борьбе с этой опасностью, а не будут пытаться использовать ее, чтобы ослабить соперников.