Только-только показалось, что воинственный пыл Москвы стал остывать, как президент Путин стал раскручивать новый виток антитурецкой истерии, которую тут же поддержал большой рой послушных ему СМИ и общественных деятелей. В ход пошла чуть ли не уличная ругань и прямые угрозы, и трудно предугадать, для кого они больше рассчитаны — для внутренней публики или… Хотя уже всем достаточно ясно, что эти угрозы за пределами России всерьез не воспринимают. Да, устроить какую-то провокацию туркам Москва еще сможет, но не более того. Да и провокации мир стал все меньше прощать Кремлю с его замашками уличного пацана.
И все это прозвучало в послании президента России Федеральному собранию. Обычное послание, как каждый год, без особых сюрпризов, если не учесть резкого тона в начале выступления, касающегося внешней политики. И если ранее он обрушивал весь свой гнев на Украину, то теперь о ней уже не было сказано ни слова. Зато Турция удостоилась таких эпитетов, которых давно уже вслух не употреблял ни один глава государства. Все эти дипломатические изощрения, видимо, долго еще будут анализировать МИДы ведущих стран, ищущих пути развития отношений с Россией. Во всяком случае СМИ с удовольствием тиражировали их, и повтор их мы считаем лишним.
Но даже такая воинствующая риторика не могла заставить Путина уйти от наболевших социально-экономических проблем. И здесь оскорбленные чувства российского президента требовали: помидорами Турция не отделается. И без конца подчеркивал необходимость единения россиян ради сохранения независимости России, призывал полагаться на собственные силы, что вызывает ассоциацию уже с северокорейским путем. Много говорил Путин и о единстве в борьбе с терроризмом, стараясь подчеркнуть, что Россия равноценная держава с США.
Но достаточно просто сравнить экономические показатели двух стран, чтобы понять всю неубедительность такого подхода. К тому же сам Путин ведет экономику своей страны к дальнейшему спаду при одновременном росте американской экономики. Он прекрасно понимает, что эта разница все больше и больше увеличивается, Россия из мировой державы упала уже до уровня региональной, и не только в военно-политической сфере, но и экономической. Хотя давно известно, что какой уровень экономического развития, таков же уровень и военно-политический. А уровень экономики России давно оставляет желать лучшего.
Да, Путин губит экономику России. Страна и так находится на грани (или в состоянии) рецессии, уже второй год Путин не может даже дать надбавки госслужащим и пенсионерам, хотя это самый популярный шаг любого авторитарного режима, растет безработица, все больше дают о себе знать западные санкции… Но вместо того, чтобы бороться с этими санкциями, он придумывает новые войны. И к ним присоединяются еще проблемы с Турцией, и инициирует их сам Путин.
Анализ экономической части послания Путина показывает, что у него нет конкретной экономической политики. Он не назвал путей выхода из катастрофы, в которую завела российскую экономику его политика. Зато вместо этого он взывает к национальной гордости, к единению, к величию России, которая преодолеет все трудности, что напоминает хорошо знакомые риторики советского руководства.
На самом же деле ему скоро уже окажется поздно думать о том, как выправить экономическую ситуацию в стране. Даже самое сильное его оружие — газовое, теряет свою силу на глазах. Вот многие российские деятели грозятся перекрыть туркам газ, и что? Эрдоган едет в Катар, где подписывает меморандум о закупке сжиженного катарского газа. Давутоглу приехал в Азербайджан, и уже известно, что TANAP будет построен раньше 2018 года, как предусматривалось по графику. На днях ожидается визит Эрдогана и в Туркменистан, где, безусловно, речь пойдет и о Транскаспийском газопроводе, который находит все большую поддержку Запада.
Куда же Россия денет три десятка миллиардов кубометров своего газа, которые сегодня она поставляет в Турцию? Поверьте, некуда ее будет деть даже задаром. А отказ от «Турецкого потока» не оставит для российского газа другого маршрута экспорта, как через ненавистную ей Украину. Ведь с «Северным потоком — 2» у Москвы тоже возникли весьма серьезные проблемы. Три маршрута, три проблемы, и каждая их них — результат неуемных амбиций лично Путина. Он в срочном порядке должен будет остановиться на турецком или украинском маршруте, иначе через пару лет поставит Россию перед выбором: куда деть еще шесть десятков миллиардов кубометров газа.
О других же сферах экономики и говорить нечего. Да что говорить об экономическом ударе для России, о чем сегодня твердят все российские политики и СМИ, если в общем объеме товарооборота двух стран Москва имеет весьма существенное положительное сальдо. И только ребенок или человек далеко неуравновешенный может так легко отказаться от такой прибыльной статьи. А каждая такая прибыльная статья, которых у России не так уж и много, очень нужна сегодня Москве, и не надо бы ей так упорно искать пути в экономическую яму, которую она сама себе роет.
А если Кремль надеется, что конфликт на Украине после событий в Турции отойдет на второй план, то глубоко ошибается, это неверная оценка ситуации. Евросоюз намерен продлить санкции, тут уступок не будет, и надежды Кремля не сбудутся. А если к ним добавятся еще взаимные санкции и с Турцией, конфликт с суннитским и тюркским миром, то страна явно окажется в незавидном состоянии. А ЕС, воспользовавшись конфликтом, только углубит связи с Турцией.
Так что элементарный разум требует от Путина прекратить конфликт с Эрдоганом, сгладить ситуацию и развивать экономические связи с Турцией. А то ему долго еще будут тыкать в нос, как Обама в Париже, что Анкара права. Сумел же ведь он преодолеть неприязнь к бывшему министру финансов Алексею Кудрину, предложив ему работу в президентском аппарате.
К тому же уже Эрдоган переходит в наступление, доказывая, что именно Москва виновна в нагнетании ситуации в регионе, является крупнейшим покупателем нефти у ИГИЛ. Да, Эрдоган бросил вызов имперским устремлениям Путина. Уличное воспитание Путина требует возмездия — противник должен за это поплатиться. Но такая расплата также чревата большими издержками для России, и не надо при этом думать, что Турция заплатит больше. Даже если расчеты Путина и верны, то Россия в целом от этого не выиграет, более того, это в конечном итоге может привести к распаду «державы», которая и так еле на ногах стоит. И пора ему вспомнить, что он не пацан с питерской улицы, а все же президент России.