Шестого декабря в Армении состоится референдум по проекту конституционных изменений, трансформирующих государственный строй в парламентско-президентскую республику. Однако исход референдума, в отличие от предыдущих избирательных кампаний, предсказать кудасложнее.
В начале октября во время заключительного голосования в парламенте страны законодательную инициативу по изменению конституции, помимо правящей Республиканской партии Армении, поддержали несколько партий: националистическая партия «АРФ — Дашнакцутюн», часть депутатов от партии «Процветающая Армения», а также некоторые внефракционные депутаты. Разделились и голоса парламентских фракций «Наследие» и «Страна законности», хотя официально «Наследие» выступает против данного проекта. Единственной фракцией, которая выступила наиболее консолидированно против (6 из 7 депутатов), оказалась фракция партии «Армянский национальный конгресс» (АНК).
Согласно статье 113 действующей Конституции, вынесенный на референдум проект считается принятым, если за него проголосовало более половины участников голосования, но не менее, чем одна четверть граждан включенных в избирательные списки (около 2,5 миллиона человек). Поэтому для прохождения проекта конституционных изменений на референдуме будет достаточно набрать около 650 тыс голосов «за».
«Мертвые души» нового тысячелетия
По официальным данным последних по времени общенациональных выборов (президента и парламента) в голосовании приняло участие порядка 1,6 миллиона избирателей. Однако реально к избирательным урнам в Армении обычно приходит 1-1,1 млн избирателей. Остальные голоса в пользу «партии власти» обычно добавляются за счет многочисленных фальсификаций и «мертвых душ» — граждан, которые находятся на заработках за рубежом.
Полмиллиона голосов в пользу «партии власти» добавляется за счет фальсификаций и «мертвых душ» — граждан, которые находятся на заработках за рубежом.
Фальсификациям в значительной мере способствует и избирательное законодательство, которое ранее разрешало голосовать только при предъявлении паспорта. Специально накануне референдума парламентским большинством в закон были внесены изменения, разрешающие голосование по идентификационным картам при отсутствии действенного контроля за тем, проголосовал ли ее обладатель на другом избирательном участке или нет. Таким образом, закон допускает неоднократное голосование порядка 180 тыс обладателей подобных карт. Все попытки парламентской оппозиции внести коррективы в этот законопроект были отвергнуты сторонниками принятия конституционных изменений.
Большую роль в кампании играет и телевидение. Согласно заявлению руководителя Ереванского пресс-клуба Бориса Навасардяна, который проводит мониторинг прессы, сторонники реформы, по сравнению с оппонентами, превысили объем платного эфира на телевидении в 26 раз. Предвыборное ток-шоу на Общественном телевидении Армении, посвященное референдуму, ведет министр образования и науки Армен Ашотян. Однако согласно законодательству госслужащие не имеют права участвовать в агитационной кампании. По сути, вся агитационная пирамида, ратующая за конституционные изменения, это и есть армянская «вертикаль власти».
Vox populi
В отличие от предыдущих избирательных кампаний, данная отличается почти полным отсутствием социологических опросов. В целом, уровень достоверности абсолютного большинства социологических опросов в Армении не вызывает доверия, поскольку заказчиком опросов часто выступает власть. Однако даже в таких условиях некоторые опросы ставят под сомнение общественную поддержку нововведений.
Первый опрос проводился с 10 по 21 сентября «GALLAP International Association». Надо отметить, что данная компания не имеет никакого отношения к американскому институту общественного мнения Джорджа Гэллапа, являясь самостоятельной организацией. Эта компания работает в Армении с середины 2000-х гг., и достоверность результатов ее социологических опросов часто вызывает вопросы. Кроме того, по мнению ряда экспертов в Ереване, кампания тесно связана с властями страны и попросту выдает нужные им результаты.
Тем не менее, согласно итогам ее опроса, только 42% граждан страны намерены принять участие в референдуме по конституционным реформам, 47% опрошенных заявили о том, что не примут участия в референдуме, а 11% затруднились ответить на вопрос. При этом 29,1% заявили о том, что проголосуют за конституционные реформы, 26,1% граждан собираются голосовать против, а 44,8% респондентов затруднились ответить на вопрос.
Второй опрос проводился с 11 по 20 ноября Advanced Public Research Group (APR Group), на всей территории Армении. Реальные источники финансирования данного опроса и его заказчики неизвестны. Однако опрос представляется относительно релевантным с учетом данных, полученных по той же методологии год назад.
Опрос был проведен методом полустандартизированного опроса (САР) среди 1300 респондентов во всех регионах Армении. Достоверность исследования составляет 95%, а величина ошибки +/— 2,7%. Исследование показало, что 32% респондентов полагают, что для решения проблем страны необходима смена власти, 22,5% опрошенных высказываются за единообразное толкование и применение законов, 13,9% полагают, что необходимо отказаться от президентской модели управления и перейти к парламентской, 11,8% респондентов полагают, что конституция и законы должны быть изменены. На вопрос о том, знают ли респонденты о готовящихся конституционных изменениях, 83,3% ответили положительно и только 16,7% — отрицательно. Аналогичный опрос проводился летом 2014 года. Тогда только 46,8% опрошенных были в курсе предстоящих конституционных изменений.
Среди опрошенных в этом году только 5,6% респондентов выразили полное доверие всему процессу конституционных изменений и относительную поддержку выразили 20,7%, что в сумме дает 26,3%. Совершенно не доверяют всему процессу конституционных изменений 46,7% и скорее не доверяют 26,7%, что в сумме дает 73,4%. Получается, что сторонников конституционных изменений почти в три раза меньше, чем его противников, и за год число сторонников конституционных изменений увеличилось всего лишь на 1%. То есть каждые трое из четырех избирателей являются противниками конституционных изменений.
Получается, что сторонники конституционных реформ, даже при наличии подавляющего перевеса в административном, медийном и финансовом ресурсах, проигрывают агитационную кампанию.
(Возможный) рецепт успеха
Агитация в пользу изменения конституции была крайне неудачной с профессиональной точки зрения, и это сказывается на том, с какой скоростью растет число противников реформы. Их ряды состоят не только из традиционно протестного электората, но и немалой части молодежи, среднего класса, части мелких предпринимателей.
В чем же причины подобного недоверия властям и проигрыша правящей элиты, несмотря на весь объем ресурсов вовлеченных в кампанию?
Общественность Армении, кажется, уловила суть реальной политической программы президента Саргсяна. Люди понимают, что насущной необходимости в каких-либо конституционных изменениях нет, а предложенные реформы нацелены только на одно — оставить Саргсяна у власти, правда теперь уже в новой роли.
Люди понимают, что насущной необходимости в каких-либо конституционных изменениях нет.
На формирование этого мнения оказала воздействие и агитационная кампания «Нет!», которая объясняла истинное содержание представленных изменений, фокусируясь на простой и понятной для избирателей идее: «Серж Саргсян хочет остаться». Авторы кампании успешно использовали тот фактор, что интернет в Армении — один из самых свободных из всех стран СНГ. Поэтому активисты распространяли агитацию в социальных сетях. В кампании участвовали и мобильные агитационные группы, которые активно делились низкобюджетными агитационными видеороликами.
Но праздновать победу противникам конституционных изменений пока рано. Если бы была уверенность в том, что Армения является демократической страной, то можно было бы спокойно заявить о том, что у сторонников конституционных изменений нет никаких шансов на победу. Однако Армения такой страной не является. Поэтому можно лишь говорить о том, что у противников реформы всего лишь выигрышная позиция, которая мало что гарантирует с учетом возможных массовых фальсификаций, которые могут организовать власти. С конца ноября активисты фиксируют попытки подкупа членов избирательных комиссий от партий АНК и «Наследие». Предлагаемая сумма для подкупа от 50 до 100 тыс драм (100-200 долларов США). По ряду эпизодов прокуратура страны ведет проверки.
Для того, чтобы добиться результата, оппозиция, с одной стороны, могла бы лучше обеспечить контроль за ходом голосования на избирательных участках и за подсчетом голосов, через членов избирательных комиссий, доверенных лиц и наблюдателей. Общее число избирательных участков — почти 2 тыс, из которых противники реформ из-за недостатка ресурсов не контролируют только 10%.
Для наблюдения за ходом голосования заявки подали лишь 9 местных неправительственных организаций: «Хельсинкский комитет Армении» (88 наблюдателей), «Против правового произвола» (59 чел.), «Институт гражданского общества» (79 чел), «Айк» (417 чел), «Молодежная территориальная ассоциация Гегама» (404 чел) и другие организации. Любопытно, что наиболее многочисленная и профессиональная организация «Выбор за тобой!», которая могла бы установить контроль практически на всех избирательных участках Армении, не подала заявку на участие в мониторинге выборов.
Другая проблема — высокая явка избирателей, которую обеспечить еще тяжелее. То, что 3/4 избирателей высказываются против законопроекта, еще не означает, что они придут на голосование. Избиратели полагают, что результаты голосования все равно будут сфальсифицированы. Учитывая то обстоятельство, что реально к избирательным урнам приходит не более миллиона человек, оппозиции необходимо получить не менее 500 тысяч голосов.
Будущее окутано мраком
В этих обстоятельствах очень непросто сделать точный прогноз результатов предстоящего референдума. Тем не менее, впервые за 15 лет представители «партии власти» не излучают уверенности по поводу предстоящих результатов голосования. Более того, некоторые ее представители заявляют о том, что у противников реформы шанс на успех есть, пусть и не очень большой. 29 ноября, находясь в Гюмри, премьер-министр и глава штаба по проведению реформ неожиданно заявил о том, что они рассчитывают получить в районе Ширак всего порядка 30% голосов избирателей, но не более того, в то время, как опросы дают им всего 14%. На первый взгляд, это скромный результат, но все эти годы представители «партия власти» Армении вообще не допускали мысли о поражении.
Впервые за 15 лет представители «партии власти» не излучают уверенности по поводу предстоящих результатов голосования.
Не исключено, что в результате форс-мажорных обстоятельств может быть принято решение об отмене референдума. Вероятность такого хода событий мала, но все же существует. К примеру, 25 ноября спецслужбы Армении обнаружили в Ереване преступную группировку во главе с Артуром Варданяном из более чем 20 человек. Варданян долгое время проживал в Испании, потом якобы уехал волонтером в Сирию и воевал там, защищая армянскую общину. Согласно сообщениям прессы, группа готовила вооруженные акции против главы правительства Абрамяна, парламента страны и других государственных структур. В связи с этим, правоохранительные органы и спецслужбы Армении усилили охрану государственных учреждений и ввели дополнительные меры безопасности.
На фоне резко возросшей напряженности вокруг Сирии, российско-турецкого противостояния, перестрелок в зоне нагорно-карабахского конфликта и на армяно- азербайджанской границе, арест банды может стать поводом для отмены референдума. Может быть также объявлено и об угрозе терактов и возросшей внешней опасности. Поэтому готовыми нужно быть к любому развитию событий.