В среду Организация Североатлантического договора официально пригласила Черногорию стать членом этого военного альянса, руководимого Соединёнными Штатами. Черногория последовательно движется по пути к тому, чтобы стать тринадцатой по счету страной бывшего восточноевропейского блока, ставшей членом НАТО после окончания холодной войны. В разгар трений между Соединенными Штатами и Россией по поводу Украины и Сирии, тем не менее, дальнейшее расширение НАТО представляется гигантской ошибкой.
Приглашение Черногории уже побудило Кремль заявить «о неизбежных ответных мерах с Востока». Не следует удивляться такой реакции. Москва ясно дала понять, что рассматривает дальнейшее расширение НАТО как попытку изолировать и окружить Россию. Более того, многие россияне расценивают эту экспансию как откровенное нарушение обещания данного западными лидерами по окончанию холодной войны. В марте 2014 года Владимир Путин прямо утверждал, что «они лгали нам слишком много раз, принимая решения за нашей спиной… Это случилось с расширением НАТО на Восток.»
Тем не менее, западные государства, в особенности Соединённые Штаты, проявили очень мало чувствительности по отношению к озабоченности России. Политики часто возражали, что расширение НАТО не направлено против России. Многие также в ответ на российские обвинения в предательстве говорили, что коммунистический блок развалился к 1990 году. а западные лидеры никогда четко на обещали, что НАТО не будет расширяться на Восток. Невзирая на то как это было на самом деле, важно однако, как Россия видит эту натовскую экспансию. Поскольку расшириение НАТО явно разгневало Россию, было бы мудро отступить.
Сторонники расширения НАТО выступают против того, чтобы Россия «накладывала вето» на решения этого альянса. И они абсолютно правы в том, что НАТО имеет право делать своим членом те страны, которые этого пожелают. Но пользоваться этим правом для того, чтобы бросать вызов России, вызывая у неё тревогу за свою безопасность, чрезвычайно глупо. Расширение НАТО должно быть просчитано в мелочах для понимания выгод и недостатков такого решения.
Это цену можно было бы заплатить, если бы были очевидны существенные выгоды от членства Черногории в НАТО, но их просто нет. Вооруженные силы Черногории насчитывают 2000 человек личного состава, и он подготовлен преимущественно для осуществления операций внутри страны. Включая Черногорию в свой состав, НАТО последовательно развернет «зонтик безопасности» над страной, которая почти ничего не даст системе коллективной безопасности, не говоря уже об операциях за пределами этой зоны.
Некоторые будут утверждать, что расширение НАТО полезно в том, что касается укрепления и консолидации либеральных реформ в новых демократических государствах. Однако демократическая консолидация — это прерогатива политического союза, а не военного альянса. Эта задача ложится на плечи Европейского союза, присоединение к которому Черногории всё еще обсуждается.
Конечно, расширение Европейского Союза потенциально тоже может разгневать Россию. В конечном итоге именно противоречия с Украиной по поводу её соглашения с Европейским Союзом привели к российской интервенции на Украине. Однако перспектива присоединения Украины к ЕС, скорее всего, была бы гораздо менее значительной проблемой для Кремля, если был ЕС И НАТО не расширялись бы в тандеме на протяжении всей эпохи с момента окончания холодной войны. В этом случае приостановка расширения НАТО сделала бы экспансию ЕС менее проблематичной для России.
В конечном итоге присоединение Черногории к НАТО мало угрожает России. Тем не менее, это приглашение НАТО подтвердит кремлевские опасения о том, что Запад намерен осаждать Россию. Если Соединенные Штаты всерьёз намерены сотрудничать с Россией для решения кризисов, подобных сирийскому конфликту, необходимо приостановить расширение НАТО. Цена выведения России из себя просто не стоит тех ничтожных выгод, которые может дать дальнейшее расширение альянса.
Брэд Стэплтон — приглашённый научный сотрудник по изучению оборонной и внешней политики в Институте КАТО.