БРАТСКОЕ, Россия — Россиянин, обезглавленный «Исламским государством» за шпионаж, пресекал попытки исламистов завербовать его для участия в войне на Ближнем Востоке, рассказала в пятницу Рейтер его приемная семья.
В видео, опубликованном «Исламским государством» на этой неделе, стоящий на коленях мужчина в оранжевом комбинезоне, говорил, что он агент российской Федеральной службы безопасности. Потом ему большим ножом отрезал голову русскоговорящий человек в камуфляже.
Сопоставляя изложенные в видео детали и данные местных источников в Чечне, где вырос убитый, Рейтер смог установить место жительства его приемной матери и других членов семьи в селе под названием Братское в равнинной части Чечни.
«Он знаете, что сказал, когда последний раз прощался?» — сказала Рейтер его приемная мать Марха Хасиева в интервью в доме, где живет ее семья.
«Что бы вы где ни услышали про меня плохое, я никогда не очерню ваше достоинство. Никогда не верьте слухам. Одно знайте. В конце концов, все равно правду узнаете. Это он прощался с нами», — вспомнила она.
ДЕТСКИЙ ДОМ
Промосковский лидер Чечни Рамзан Кадыров подтвердил, что мужчина из Чечни был обезглавлен, и сказал, что кто бы ни был ответственным за его смерть, будет убит. Видео его убийства, по версии исламистов, было снято в Сирии.
Марха Хасиева вспомнила, как перед тем, как семья потеряла связь с ним, ее приемного сына пытался завербовать друг детства, который уехал на Ближний Восток, взяв с собой нескольких местных мусульман.
Она вспомнила, как ее приемный сын рассказывал, как отказался присоединиться к исламистам: «Он меня обзывал, говорил: ты не мужчина».
Другой родственник Хасиева, племянник его приемной матери, сказал, что Магомед остался при своем мнении.
«Его друг, как бы его ни агитировал, он не пошел. Он все-таки настоятельно отказал ему и остался при своем мнении», — сказал племянник по имени Руслан.
Родные Хасиева сказали, что не знают ничего о том, что он работал на российские спецслужбы.
Члены семьи сказали Рейтер, что Хасиев родился в неблагополучной русской семье и оказался в детском доме недалеко от Грозного в селе Гвардейское.
Марха Хасиева, женщина старше 50 лет, которая работает детским врачом в сельской больнице, сказала, что усыновила его, когда ему было 12 лет.
По ее словам, мальчик, который говорил по-чеченски с русским акцентом и исповедовал ислам, взял фамилию приемной семьи. Через три года ему пришлось вернуться в детский дом из-за трений в отношениях с другими родственниками, говорит приемная мать Хасиева.
Однако, по ее словам, они не потеряли связь в течение нескольких последующих лет и что она подарила ему квартиру, чтобы ему было, где жить.
Хасиева в покрывавшем голову платке сказала, что к тому времени как больше года назад она потеряла след своего приемного сына, он учился в Майкопе.
«Мне конкретно ни один человек не сказал, что он в Сирии. Я не верила», — сказала она Рейтер.
Родные говорят, что Магомед был примерным мусульманином, который молился, хорошо знал религиозные ритуалы, ходил в мечеть и однажды отказался жениться на девушке из-за того, что она была недостаточно скромной.
Но его приемная мать сказала:
«Патологической склонности к исламу я не видела у него, нормальный как мы, как нормальные люди, как нам положено».