В течение последних двух недель украинский олигарх Дмитрий Фирташ несколько раз анонсировал свое возвращение в Украину. Пребывающий с 2014 года в Австрии мультимиллиардер обещал рассказать на родине, как правильно проводить реформы и строить новое украинское общество. Но рвение Фирташа в Киеве не оценили, вначале закрыв небо для его чартеров, а затем заявив: в случае прилета его ждет арест.
Мавр сделал свое дело
В большой политике Дмитрий Фирташ с 2006 года. Соучредитель газового посредника РосУкрЭнерго и совладелец влиятельного телеканала «Интер» был частью системы власти при президентах Ющенко и Януковиче. О его могуществе слагают легенды. Поддержка со стороны России, влияние на парламент и правительство превратило Фирташа в одного из серьезных игроков в украинском бизнесе и политике.
Дмитрий Фирташ думает иначе. В Киеве он, наверняка, намерен выставить свой счет обоим политикам. Ему есть, о чем поговорить с Петром Алексеевичем и Виталием Владимировичем. А может, он хочет поделиться этим и со СМИ. Неудивительно, что ни Порошенко, ни Кличко,не хотят появления олигарха на родине. Политический «мавр» сделал свое дело, «мавр» может оставаться в Австрии. В планах Петра Порошенко — второй президентский срок. А Фирташ со своими претензиями и компроматом может стать серьезной угрозой этому.
Украинская тюрьма Фирташу не страшна
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков публично заявил, что в случае прилета на родину Дмитрия Фирташа ждет арест — при наличии соответствующего запроса от Минюста США. Ну, а дальше — расследование на территории украинского государства. 2 декабря, в один из предполагаемых дней прилета олигарха, в аэропорту «Борисполь» олигарха даже поджидал спецназ. Эти маневры происходили на фоне вольготно чувствующих себя в Украине соратников Фирташа — экс-главы президентской канцелярии Януковича Сергея Левочкина и народного депутата Юрия Бойко.
Впрочем, уголовных дел, в которых Фирташ фигурирует как подозреваемый, в Украине нет. Есть несколько уголовных производств только по факту незаконной деятельности подконтрольных олигарху компаний. В условиях тотальной коррупции в украинских судах для обладателя многомиллиардного состояния это — практически ничто. Украинская тюрьма его, наверное, не так страшит, как тюрьма в США, где он обвиняется в коррупции.
Сегодняшний Фирташ чем-то напоминает экс-премьер-министра Украины Павла Лазаренко, который вот уже почти 20 лет живет в США. Там он был осужден и отсидел срок. Его, как и Фирташа, хотели бы видеть в Украине в наручниках и в тюрьме. Правда, Лазаренко сейчас не сильно и стремиться возвращаться на родину. Возможно, потому что экс-премьер, в отличие от опального олигарха практически уже все потерял в Украине. Фирташу же есть за что бороться на родине, а главное — есть с кем бороться.
Олигарх против президента
Для Дмитрия Фирташа, человека, который в последнее десятилетие был на «короткой ноге» с руководством Украины, нынешние недоразумения с прилетом в Киев — сильный удар, прежде всего, по самолюбию. Он владеет достаточными финансовыми, медийными и организационными ресурсами для того, чтобы на это ответить Порошенко и его команде. Надо учитывать, что у Фирташа существуют давние и прочные связи с Россией. Опальный олигарх может стать инструментом Москвы в раскручивании политического кризиса в Украине.
Что может сегодня взорвать украинское общество? Детали тайных переговоров Фирташа и Порошенко в Вене. Документальное подтверждение бизнес-деятельности нынешнего президента. Подробности по минским соглашениям. Все это плюс информационная «дубина» в виде «Интера» может спровоцировать досрочные выборы президента Украины. Отсутствие реформ, дальнейшее обнищание украинцев, коррупция, провал люстрации — поводов доя информационного «взрыва» от Фирташа более чем достаточно.
Опальный олигарх наверняка уже готовит замену Петру Порошенко. На кого поставит Фирташ, сказать сегодня трудно. Но то, что он сделает свою ставку в этой игре, ни у кого не вызывает сомнений. Ему есть, что терять. Газовый бизнес, в котором долгое время проработал Дмитрий Васильевич, приучил его принимать быстрые и жесткие решения. Потому что если не решаешь ты, решают за тебя.