КЕМБРИДЖ — В течение последних десятилетий ХХ века Кремниевая Долина была беспрецедентным эпицентром хай-тек инноваций. Другие регионы пытались подражать ее успеху, но никому это не удалось. Французский София Антиполис, нисходящая попытка правительства создать инновационный центр рядом с Каннами, никогда не выходил за рамки своего происхождения, как относительно спокойный технопарк — несмотря на свое мифологическое название, почти Калифорнийскую погоду и непревзойденную гастрономию окружающей зоны.
Вместе с тем, в 21 веке, конкуренция Кремниевой Долины стала более ожесточенной — как свидетельствует увеличивающееся количество мест, размещающих химический элемент к своим именам: Кремниевая Аллея (Нью-Йорк), Кремниевые Вади (Тель-Авив), Silicon Sentier (Париж) и т.д. В Лондоне, например, появление Кремниевой Карусели в конце 2000-х годов, застало британское правительство практически врасплох. Сегодня переименованный Tech City, инновационный центр в старом районе Шордич превратился в один из ключевых экономических двигателей Лондона и магнит талантов.
Похожие скрипты происходят по всему миру. Говорят, что в Берлине новый старт-ап создается каждые 20 минут. Париж занят строительством, того что станет крупнейшим в Европе инкубатором в Галле Фрейсине. А в Тель-Авиве фраза «Нация Стартапов» прошла путь от политического лозунга к экономической реальности.
За этим явлением стоит несколько факторов. В глобализованном мире, потоки капитала ускорили и расширили свою досягаемость. Новаторы по всему миру могут заручиться поддержкой традиционных венчурных капиталистов или краудфандинговых платформ, таких как Kickstarter. Идеи движутся еще быстрее — стимулированные, поддержанные и усиленные Интернетом. Способность превратить их в реальность идет в ногу со временем, а глобальные цепочки поставок и новые технологии, такие как 3D-печать сокращают время внедрения.
Между тем, Великая Рецессия, которая последовала за глобальным финансовым кризисом 2008 года, нарушила традиционные отрасли, в то же время, создав большой профицит творческого таланта и доступных рабочих пространств. Так как высокомобильная, хорошо образованная, готовая идти на риски рабочая сила собирается в городских центрах; впечатления от городской жизни, в сочетании с наличием совместных рабочих пространств и различных механизмов поддержки, помогают поддерживать инновационный импульс.
Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг представил, то, что, пожалуй, является самым содержательным резюме привлекательности городской жизни. Выступая на открытии 2013 учебного года в Стэндфордском Университете, он пошутил: «Я верю, что все больше и больше выпускников Стэнфорда окажутся в Силиконовой Аллее, не только потому, что мы самая горячая сцена новых технологий в стране, но и потому, что там есть больше занятий в пятницу вечером, чем идти в Пицца Хат в Саннивейл. И вы даже, может, будете в состоянии найти возможность свидания с девушкой, чье имя не Сири» (цифровой персональный ассистент, установленный на портативных устройствах Apple).
Блумбергу высказано общее признание, как одной из основных движущих сил Кремниевой Аллеи. Во время своего пребывания в должности, он финансировал технологические компании на ранней стадии развития, нанял первого офицера цифровой службы города, а также открыл новый университет, для развития высокотехнологичных талантов. Аналогичные политики в настоящее время внедряются во многих городских районах, с целью привлечения критической массы творческих, технологически подкованных людей.
Как подчеркивает недавний доклад Всемирного Экономического Форума, города быстро становятся не только двигателями инновации, но и полигонами для новых технологий, таких как перепрограммируемое пространство, самоуправляемая мобильность, городское сельское хозяйство и умное освещение улиц. Между тем, приложения для поиска и заказа транспортных средств, такие как Uber и платформы квартир совместного проживания как Airbnb демонстрируют, как города стали самой благодатной почвой для технологического развития. Это еще одна причина, почему многие новые стартапы пускают корни в городских центрах.
Вероятнее всего, это распространение инноваций является только началом. По мере того, как Интернет продолжает свое проникновение во все аспекты нашей жизни, мы вступаем в то, что ученый компьютерщик Марк Вайзер назвал эрой «повсеместного вычисления» — время, когда технология настолько распространена, что «отступает на второй план нашей жизни». Вскоре, цифровой мир и физический мир будут неразличимы. Эпоха «Силикон Повсюду» наступает — и приобретает очертания в городах мира.