Заместитель министра обороны Томаш Шатковский (Tomasz Szatkowski) говорит, что правительство хотело бы подключить Польшу к ядерной программе НАТО. Министерство это отрицает, но не в полной мере.
Речь идет о программе Nuclear Sharing, в которой сейчас принимают участие пять европейских стран: Бельгия, Германия, Италия, Голландия и Турция. Заключается она в том, что на территории этих стран хранятся американские ядерные боеголовки, которые можно перевозить при помощи самолетов или ракет, находящихся на вооружении этих государств.
Польша и другие страны, принятые в НАТО после 1990 года, в этой программе не участвуют. Это элемент соглашения с Россией, которая договорилась об этом условии при расширении Альянса. Также Польша является участницей Договора о нераспространении ядерных вооружений.
Спустя несколько часов на сайте Министерства появилось сообщение с заверениями, что «в данный момент никаких работ по присоединению нашей страны к программе Nuclear Sharing не ведется». Однако это опровержение не носило жесткого характера, потому что дальше в нем следовало: «высказывание заместителя министра Шатковского следует понимать в контексте появившихся в последнее время комментариев влиятельных западных аналитических центров, которые говорят о дефиците средств ядерного сдерживания НАТО на его восточном фланге». Поэтому, как заявляет оборонное ведомство, следует «рассмотреть различные варианты, в том числе какую-то форму участия Польши в вышеуказанном соглашении».
Томаш Шатковский —близкий соратник главы Министерства обороны Антония Мацеревича (Antoni Macierewicz). Когда партия «Право и справедливость» (PiS) в первый раз была у власти, он работал с ним в комиссии по ликвидации Военной информационной службы и занимал пост заместителя руководителя польского оборонного холдинга Bumar, так что он должен хорошо ориентироваться в намерениях ведомства.
Выступление Шатковского критикуют советник президента Коморовского (Bronisław Komorowski) по международным вопросам профессор Роман Кузьняр (Roman Kuźniar) и экс-глава Министерства обороны Томаш Семоняк (Tomasz Siemoniak). Первый называет планы подключения Польши к программе «ядерной фантастикой».
«Я не сталкивался с тем, чтобы об этом когда-нибудь говорилось всерьез. Если Польша будет поднимать эту тему, это может привести к международному политическому скандалу, но не принесет никакого практического результата, так как государства, располагающие такими вооружениями, не стали бы воспринимать этого серьезно», — говорит Кузьняр. По его мнению, программа Nuclear Sharing — это «пережиток холодной войны». «Сейчас нет такой потребности и таких угроз, чтобы Польша к этому присоединялась. И даже если бы такая угроза появилась, Альянс принял бы соответствующие решения без огласки», — подчеркивает Кузьняр.
На то, что тема была обнародована «до начала каких-либо переговоров» обращает внимание также Томаш Семоняк. «Такого рода планы требуют консультаций на самых высоких уровнях НАТО, а об этом ничего неизвестно. Правительство, которое спустя пару недель после прихода к власти внезапно заводит разговор о ядерном оружии, действует безответственно. Ядерная тематика — одна из самых засекреченных в НАТО, и о намерениях до принятия решений никогда не говорят. Опровержение со стороны Министерства пришло слишком поздно и было недостаточно решительным. В мир уже отправилось сообщение, что Польша хочет иметь ядерные вооружения. Все это наносит удар по имиджу Польши как надежного союзника», — говорит бывший вице-премьер.