В последние десять лет студенты из Китая — крупнейшей в мире коммунистической страны и главного геополитического противника США — хлынули в американские университеты. По данным Института международного образования (IIE), в 2014 году в американских колледжах обучалось 304 тысячи китайцев — то есть почти треть от всего количества иностранных студентов. Такой наплыв ощутим даже по одним только цифрам. Но на фоне официальной риторики Китая, в которой все чаще звучит критика западных ценностей, это явление ощущается еще больше.
На фоне появления между этими двумя странами усиливающегося раскола возникает вопрос о том, что именно происходит с мировоззрением китайца, который учится в современной Америке. Открываются ли у китайских студентов глаза на новые идеи и другой образ мыслей в условиях широкой свободы информации, собраний и религии, которыми так гордятся США? Или же, как утверждают некоторые, китайские студенты, скажем так, держатся вместе, слишком тянутся друг к другу, образуя обособленные группы и сообщества, в которых придерживаются прежних привычек и прежнего мировоззрения — до тех пор, пока не придет время возвращаться домой?
Как показал опрос, проведенный изданием Foreign Policy, в действительности жизнь китайского студента в США не соответствует ни одному из этих описаний. Китайские студенты в Соединенных Штатах многое узнают, наблюдая разницу между американской системой образования, СМИ, а также общественной и интеллектуальной жизнью и тем, что они видят у себя дома. В итоге они часто начинают восхищаться Америкой. Но при этом они начинают и с большим пониманием относиться к тем грандиозные задачам, которые стоят пред теми, кто управляет Китаем. А также узнают, что в Америке улицы не «вымощены золотом».
Те, кто наблюдает массовый наплыв китайских студентов в США, часто задаются вопросом: оказывает ли пребывание в Америке (приобретение американских друзей, поездки по большим и маленьким американским городам и наблюдение за тем как работают независимые американские преподаватели и политики) положительное влияние на представления об этой стране, которую в китайских государственных СМИ часто критикуют и которая при этом является объектом зависти. В целом, ответ респондентов был утвердительным.
Более чем 60% респондентов во время учебы в США изменили свое представление об этой стране в положительную сторону. Мнение 23% опрошенных ухудшилось, а представления остальных не изменились. На первый взгляд может показаться, что эти результаты указывают на одобрительное отношение к американским ценностям и приобщение к ним. Так, некоторые респонденты отметили личностные изменения после учебы за границей: один из них «нашел истинную веру в христианстве», а другая заявила, что стала «более честолюбивой и независимой». К тому же, благотворное влияние оказали и свободные (а значит, вызывающие больше доверия) СМИ. Один респондент написал: «Благодаря открытости интернета многие студенты, и я в том числе, более реалистично относимся к китайскому правительству».
Однако у большинства респондентов повышение оценки США не сказалось негативно на их отношении к собственной стране. Более того, их отношение к родине изменилось в лучшую сторону.
За время учебы в США отношение 55% респондентов к Китаю улучшилось, и лишь 22% опрошенных отметили более негативное восприятие своей родины.
Эти два показателя — более положительное восприятие и США, и Китая — не стали неожиданностью для профессора политологии Калифорнийского университета в Мерседе Хайфен Хуна (Haifeng Huang), который изучает влияние жизни за границей на взгляды китайских студентов. Как сказал Хун в своем интервью Foreign Policy, при том, что результаты могут показаться «нелогичными», они не являются неожиданными. Когда студенты живут в стране (США), объяснил он, «абстрактные представления» о социальной свободе и свободе слова воплощаются на практике, превращаются в конкретный жизненный опыт, что способствует улучшению отношения к Америке. Но у некоторых китайцев «слишком романтические представления» о США и чувство «неприятия» своей китайской национальности меняются в противоположном направлении, когда студенты видят, что за границей не все так прекрасно, как им до этого казалось«. Кроме того, считает Хун, в результате «свободного потока информации и обмена разнообразными взглядами и мнениями некоторые студенты начинают правильно оценивать сложности управления такой большой и непростой страной, при том, что в Китае они, возможно, подозревают, что власти в их стране постоянно лгут».
Судя по всему, соприкосновение китайских студентов со свободой информации часто имело серьезное влияние. По данным опроса Foreign Policy, так называемый «великий китайский файрвол» — система фильтрации содержимого интернета, которая ограничивает гражданам доступ к сайтам основных американских СМИ и соцсетей, в том числе the New York Times, Facebook и Twitter — оказал на китайских студентов серьезное влияние. Китайские власти настойчиво заявляют, что их решение внедрить «файрвол» является внутренним делом страны (главный координатор китайского интернета Лю Вэй (Lu Wei) не подтвердил использование фильтра, но часто говорит об «интернет-суверенитете»). Но, несмотря на это, данные опроса показывают, что влияние китайской системы цензуры в интернете не ограничивается рубежами Китая. 90% респондентов отметили, что «файрвол» повлиял на их жизнь, а 34% заявили, что он повлиял на их жизнь «в значительной степени».
Как именно? На уточняющий вопрос 54% респондентов ответили, что цензура повлияла на их «учебу или работу». В 34% случаев цензура сказалась на общественной жизни опрошенных. Для некоторых студентов угроза цензуры, как им кажется, даже повлияла на принятие жизненно важных решений; некоторые респонденты отметили, что цензура в Китае является главной причиной их желания остаться в США после окончания университета.
Возможно, китайские университеты всячески стараются добиться международного признания. Но американское образование по-прежнему является главной притягательной силой для китайских школьников, собирающихся учиться за границей. 78% респондентов сказали, что учатся в США, прежде всего, из-за «качества образования», а 15% в качестве основного фактора, повлиявшего на их решение, назвали «перспективы трудоустройства в будущем».
По словам старшего советника президента IIE Пегги Блюменталь (Peggy Blumenthal), родители китайских студентов верят, что в США их дети получат конкурентоспособное образование мирового уровня. «У представителей китайского среднего класса и высших слоев общества имеются солидные средства и всего лишь один ребенок,… в которого эти средства можно вкладывать, и они присматривают самые лучшие в мире учебные заведения, где можно получить такое образование, — говорит Блюменталь. — И когда они рассматривают варианты в разных странах, то особенно привлекательной находят американскую систему образования».
Издание Foreign Policy проводило свой опрос в режиме онлайн, следовательно, выбор респондентов был произвольным. Однако, по словам Хуна, полученные результаты «имеют большую ценность, учитывая важность самой проблемы и недостаточное количество проводимых в этой области исследований». И хотя Хун подчеркнул, что объем выборки невелик и, возможно, не отражает мнения всех китайских студентов, обучающихся за рубежом, он сказал, что результаты «соответствуют имеющимся научным данным и тому, что известно многим представителям китайского студенчества за рубежом».
За годы, проведенные в США, сотни тысяч китайских студентов, образующих это сообщество, имели возможность погрузиться в новую обстановку, изменить свое мировоззрение и приобрести новые навыки. Зачастую их присутствие в США и приобретенный ими опыт волей-неволей воспринимается сквозь призму враждебных отношений между США и Китаем. Но для многих китайских студентов все не так просто. «Мне нравится Америка, — написал один из участников опроса. — но я люблю Китай — это моя родина».